Какое будущее у туризма на Алтае?

июнь 10, 2009

– Что такое отдых? Это стремление получить кусочек-другой жизни. Пусть на две-три недели, но перенестись в незнакомый мир, приобщиться к чему-то большему, иррациональному, – московские эксперты Фонда "Центр стратегических разработок – Регион" считают, что именно таким и должен быть отдых на Алтае. На прошлой неделе они презентовали краевую целевую программу "Развитие туризма в Алтайском крае" (программа была презентована в Алтайском районе в рамках ежегодного совещания по туризму. Ожидается, что окончательно она будет готова в июле, а до конца года утверждена губернатором). Предполагается, что по этому документу и будет развиваться наша индустрия гостеприимства.

Как выбрать хороший санаторий?
Анна Зайкова

Как это будет?

Если в двух словах – будет комплексно. На это особенно упирали московские эксперты: нужны согласованность действий, единая система управления и продвижения, создание региональных стандартов качества, по которым будут работать все без исключения, и информационной базы по кадрам, обеспечение безопасности. 

– Что касается системы управления, то по территориальному признаку будут сформированы туристические кластеры, – объявил Денис Денисов, эксперт Фонда "Центр стратегических разработок – Регион". – В настоящее время есть четыре-пять зон – Белокуриха, Алтайский район, Бийский район, Змеиногорск, где уже есть туристический поток и организована система управления туристической деятельностью. По сути, эти точки могут стать локомотивами роста для районов, в которых в настоящий момент туризм не особенно развит. 

Итог – задействованы могут быть все, и есть надежда, что инвесторы рано или поздно придут и в те районы, где их ждут не дождутся. В Советском районе, например, уже разработаны маршруты, есть и с посещением заказника "Лебединый", но желающих взяться за их организацию пока нет.  

Для детей и семей  

Эксперты настойчиво рекомендовали развивать детский, сельский и историко-культурный туризм. Например, создавать мифы и тем самым дарить туристам "нечто большее, иррациональное", ориентироваться на прием семейных отдыхающих.

– Безопасность при этом – принципиальная вещь, – высказал мнение эксперт фонда Владимир Кузнецов. – На мой взгляд, можно не тратить миллионов 50–60 на выставки, а что-то решить по сопровождению чрезвычайных ситуаций и потом позиционировать регион как место, более сильное в России с этой точки зрения. Давайте инфраструктурные условия доведем до ума – безопасность, медицина, детско-семейная тема. Плюс охрана природы, и тогда у нас должна сложиться картинка отдыха "по альпийскому типу".

Вложиться в продвижение тем не менее придется, и значительно. И дело не только в выставках – нужно заниматься адресной рекламой в целевых регионах, создавать ТВ-проекты. Одним словом, звучать не меньше курортов Краснодарского края. Хотя судя по тому, как попенял вице-губернатор Михаил Щетинин белокурихинцам (см. "Комментарии"), нам до этого еще далеко.

Нужны кадры

Эксперты говорили и об угрозах: турпоток начнет иссякать, если не повысится качество, если каждый будет сам по себе, если не удастся противостоять конкуренции со стороны сибирских регионов (Иркутска, Красноярска) и недорогих зарубежных стран. Одной из слабых сторон алтайского туризма было названо несоответствие материальной, инфраструктурной базы стоимости услуг. Проще говоря, цены завышены, а качество хромает.

– Должен быть центр подготовки именно рабочих специальностей, потому что в настоящий момент есть переизбыток менеджеров туристической отрасли и мало людей, которые реально могут работать "на земле", – гидов, проводников, экскурсоводов, – отметил Денис Денисов. – И если мы учим горничную, то 50–60% времени должно уходить на практику. Для этого нужно, например, привлекать центры размещения в Белокурихе. 

Владимир Кузнецов,
эксперт Фонда "Центр стратегических разработок – Регион":

Проблемы в том, чтобы найти деньги под проект, нет, есть проблема времени. Сделать культурный проект для Горной Колывани – не вопрос, через год он будет поддержан Фондом Потанина и 40 тысяч долларов будет на него дано. Микрофинансирование в России налажено, существует масса грантов, главное, чтобы тема была интересной и "вкусной".

Михаил Щетинин,
вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций:

Мы Белокуриху тащим за уши для участия в выставках, но санатории у нас бедные!.. На российскую выставку выходишь: половина павильона – курорты Краснодара. Сколько у нас санаториев в Белокурихе? А приезжает один человек с чемоданом, раскладывает буклеты и начинает всем рассказывать, как у нас хорошо. Когда у нас будут "курорты Алтайского края"?! Вот он, бренд!

Татьяна Малышева,
председатель комитета Алтайской торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере туризма:  

Не так давно мы обсуждали проблемы экскурсионного обслуживания в Алтайском крае. Предложили ввести аттестацию экскурсоводов, потому что сегодня эта деятельность вообще никак не регулируется, экскурсию может провести любой человек. Но от этой проблемы мы пришли к другой – в регионе нет координации действий, нет органа, куда бы собиралась вся информация по туристическому обслуживанию.

Андрей Олишевский, 
президент "Алтайской ярмарки":

Дороги важны, и связь, и гостиницы, и безопасность. Но есть и другие приоритеты: если мы проиграем борьбу на информационном поле, ничего не выйдет. И выставки – это всего лишь начало пути. Бренд региона недоформирован, этот процесс надо продолжать, мы сделали только первый шаг.

Есть вопрос с дистрибуцией, потому что от того, кто продает, где оседают деньги и наибольшая прибавочная стоимость, зависят и благосостояние турфирм, и налоги территорий. В Алтайском крае все это происходит на уровне палеолита – никакого он-лайн бронирования, никакой отлаженной системы агентских отношений, непонятно, где чья собственность.

Справка

3,1 млрд. рублей – запланированный объем тур­услуг в крае в 2010 году. Сегодня объем услуг в отрасли оценивается в 1 млрд. руб.