Зачем крестьянину спутниковые технологии?

июнь 10, 2009

"Спутниковая навигация – хорошая штука, уже два года используем ее на тракторах New Holland вместе с системами автопилота, – утверждает Александр Балаков, фермер из Волчихинского района. – Трактора могут ходить хоть круглые сутки, темнота и туман не помеха".

Вот уже несколько лет подряд в ряде хозяйств региона во время полевых работ вовсю используют GPS-навигацию. Какие возможности она дает агрофирмам?


Анна Зайкова

И в ночь, и в туман

– Мы работаем с широкозахватной техникой, а в этом случае механизаторам сложно ориентироваться по линии, которую оставляет механический или пенный маркер, – констатирует Иван Тришин, агроном по химобработке хозяйства "Орбита" компании "СЭУС-Агро". – Страхуясь от пропусков, тракторист будет перекрывать предыдущий ряд, из-за чего происходит перерасход посевного материала и удобрений. Кто работает с такими комплексами на глазок, как правило, получает перекрытие в метр или два за один прогон, а нам удается достигать точности в 20–30 сантиметров.

– В прошлом году из-за поломки навигатора мы обрабатывали поля гербицидами по старинке, результаты были далеко не те, что получаем, используя GPS, – рассказал Юрий Ботвинов, главный инженер одного из предприятий агрохолдинга "Грана".

Это несложно

Продавцы агронавигаторов и систем, обеспечивающих вождение сельхозтехники в автоматическом режиме, уверяют, что работать с таким оборудованием может любой человек, умеющий управлять трактором или комбайном. Контрольные точки задаются навигатору в начале движения и в тот момент, когда необходимо совершить разворот. В дальнейшем трактор ходит по заданным координатам, повторяя предыдущую траекторию движения. Вмешательство человека требуется лишь при необходимости объехать какое-либо препятствие.

Оборудовать аналогичными прибамбасами в принципе можно любой трактор или комбайн. Цена вопроса немалая – в пределах нескольких сотен тысяч рублей. Но GPS-навигаторы, которые просто указывают направление, стоят гораздо дешевле.

– Если речь идет об автоподруливании, владельцу отечественной техники лучше отказаться от этой идеи, – признались в одной из фирм, продвигающей GPS-навигаторы. – Слабая гидравлика не позволяет работать с системами параллельного вождения на многих марках российских тракторов.

Впрочем, есть информация, что такими устройствами оснащаются питерские "Кировцы" и белорусские МТЗ, причем каких-либо проблем после этого не возникает.

Первый шаг

– Помощь механизатору в управлении техникой – это одна из возможностей применения спутниковых технологий в сельском хозяйстве, – поясняет Владимир Беляев, завкафедрой сельхозмашин Алтайского аграрного госуниверситета. – В европейской части страны пошли дальше – система GPS служит одним из инструментов точного земледелия.

При помощи систем навигации, к примеру, можно соотнести количество зерна и местоположение комбайна на том или ином участке поля. И уже на основе этих данных в следующую посевную в автоматическом режиме дозированно вносить семена, удобрения и гербициды.

Кроме того, благодаря GPS можно организовать мониторинг сельхозтехники и отслеживать любые ее перемещения.

– В результате у руководителей агрофирм складывается полная картина того, что происходит во время посевной или уборочной, все движения техники находятся под контролем, исчезает такое явление, как воровство горючего и зерна, осуществляется оперативный контроль над расходом топлива, – утверждает Алена Карымова, руководитель направления GPS компании "ИТ-Сервис".

Между тем самарская компания "Евротехника" в европейской части страны уже продвигает картографы и программное обеспечение, которые позволяют собирать и обобщать агротехническую информацию по каждому конкретному участку поля. Но пока такое оборудование покупают лишь самые передовые агрофирмы. 

Справка

135 тысяч рублей – не менее такой суммы стоит навигатор, способный обеспечить точность обработки полей до 30 сантиметров. 

Юрий Лукьянов,
замначальника ГУСХ Алтайского края:

Многие хозяйства края сегодня используют широкозахватную технику, не исключено, что применение GPS будет станет более масштабным. Что же касается других возможностей спутниковой навигации, то это, наверное, вопрос будущего. Крестьяне на практике должны увидеть, какой она приносит эффект. Думаю, к тому времени заработает и отечественная система ГЛОНАСС.

Можно экономить

Изначально GPS-навигация разрабатывалась США для применения в военных целях. Первый тестовый спутник GPS был выведен на орбиту 14 июля 1974  года.

Сколько денег можно сэкономить за счет использования GPS-навигаторов? По экспертной оценке Владимира Беляева, завкафедрой сельхозмашин Алтайского аграрного госуниверситета, благодаря системам, обеспечивающим параллельное вождение, только за счет сокращения двойного посева хозяйства экономят 5–10% посевных материалов и гербицидов.

Исследования, проведенные в европейской части страны, говорят о том, что экономия может составить до 50–60 рублей на гектар (при условии, что хозяйство сеет элитные семена и вносит до 100 кг минеральных удобрений на гектар. – Прим. ред.)

Если речь идет о крупных хозяйствах, использующих широкозахватную технику, инвестиции в GPS-навигацию и системы автопилота стоимостью несколько сотен тысяч рублей могут окупиться уже на второй-третий сезон.

– По моим прикидкам, ежегодно мы экономим порядка 30 тонн семян, – утверждает Александр Балаков. – Даже если брать цену товарного зерна – получается сумма свыше трехсот тысяч, и это не считая экономии на горючем и удобрениях. Так что навигация себя уже окупила.