июнь 16, 2009
Процесс реформирования ЖКХ в Барнауле, который длится уже несколько лет, проходит с большим скрипом. Вместо полноценных частных управляющих компаний на рынок пришли фирмы, аффилированные с представителями власти, депутатского корпуса, или бывшие МУПы и ПЖЭТы, сменившие форму собственности и вывеску. Жильцы так и не смогли почувствовать себя собственниками квартир и прилегающих к дому территорий. Они остаются пассивными наблюдателями и не участвуют в принятии важных решений, связанных с собственными домами.
Михаил Хаустов
Представители муниципальной власти, похоже, мало заинтересованы в эффективности реформы ЖКХ. Их больше волнует формальная сторона изменений, нежели их сущность. Обо всех этих проблемах "ВД" решило побеседовать с игроками и экспертами рынка в канун знаменательной даты. Напомним, что четыре года назад, в июне 2005 года, Гордума приняла "Концепцию реформирования ЖКХ Барнаула" – важный концептуальный документ, определявший пути развития жилищно-коммунального хозяйства. Только вот в реальности этот рынок стал развиваться по иным сценариям.
Валентина Гевейлер, директор управляющих компаний "Коммунал-Элит" и "Прогресс Плюс", полагает, что пока на барнаульском рынке ЖКХ нет реальной конкуренции. Основная причина в том, что жители фактически отстранены от участия в управлении.
– Валентина Павловна, уже несколько лет в Барнауле, как и во всей России, идет реформа ЖКХ. Один из ее важных моментов – приход на рынок частных управляющих компаний (УК). Как вы считаете, удалось ли таким предприятиям завоевать доверие жителей?
– О доверии со стороны жителей я вообще говорила бы с осторожностью. На мой взгляд, жильцы до конца не понимают сути происходящего в ЖКХ. Они не осознают, что управление многоквартирным домом – это совместное дело управляющих компаний и собственников жилья. Однако у жильцов практически нет инициативы. А если она все-таки проявляется, то только в одном направлении – в контроле за расходованием управленцами средств на текущее содержание и капремонт жилья.
Размер средств, которые поступают на обслуживание дома, значительно меньше, чем реально требуемая на эти цели сумма. Однако жильцы думают, что на их скромные платежи можно выполнить множество работ. Хотя в тариф на текущее содержание жилья заложен ограниченный перечень работ. Доходит до того, что некоторые собственники пишут жалобы в администрации разных уровней, чтобы чиновники обязали управляющую компанию что-либо сделать. В общем, у людей еще очень долго будет формироваться сознание собственников.
– Может ли управляющая компания помочь жильцам изменить свое коммунальное мировоззрение?
– Она должна это делать. Прежде всего за счет повышения их правовой грамотности. Необходимо объяснить людям все особенности их договора с УК, рассказать о правах и обязанностях, предусмотренных гражданским законодательством. Для этого мы проводим семинары, дни открытых дверей. На последнее такое мероприятие к нам пришло более 100 человек. Управляющая компания должна растить собственников, воспитывать их. Сами они не рождаются.
Надежда Густокашина, специалист по вопросам ЖКХ Алтайской краевой ассоциации жилищного самоуправления, два года была председателем ТСЖ и на практике изучила особенности коммунального хозяйства. Своим мнением по поводу реформы ЖКХ и роли в ней ТСЖ она поделилась с газетой "Ваше Дело".
– Надежда Николаевна, реформа ЖКХ предполагала, что люди осознают себя собственниками жилья и прилегающих к дому территорий. На ваш взгляд, удалось ли этого добиться?
– Людей, которые считают себя собственниками и готовы нести ответственность за свою собственность, пока очень мало. Зато у граждан потребительское отношение к ТСЖ и управляющим компаниям (УК). От управленцев хотят слишком многого, не считаясь с тарифом. Им нужен председатель ТСЖ, круглосуточно готовый выполнять все требования. Необходимо благоустройство, озеленение придомовой территории. Но выделить в бюджете дома на эти цели хотя бы 10–12 тыс. рублей в год невозможно.
– Насколько я понимаю, вы не совсем довольны существующим тарифом на текущее содержание жилья?
– Да. Поясню на примере своего дома. У нас плата составляла 5,96 рубля с 1 кв. метра. Благодаря этому общее собрание установило приличную зарплату дворнику, увеличило ее сантехнику и бухгалтеру. Но этой суммы стало недостаточно. Я предложила увеличить плату до восьми рублей. Но предложение было воспринято в штыки. В скором времени повышать тариф все-таки придется. И делать это лучше постепенно, а не скачками.
Валентина Прозорова, руководитель энергосбыта компании "Барнаульская горэлектросеть" (БГЭС), отмечает, что после реформирования ЖКХ у поставщиков услуг стало больше проблем с неплатежами со стороны управляющих компаний. О причинах этого она рассказала газете "Ваше Дело".
– Валентина Аркадьевна, при преобразовании МУПов и ЖЭКов в ООО и ОАО немалые долги муниципальных компаний перед поставщиками услуг остались непогашенными. Столкнулась ли ваша компания с такой проблемой и как вы пытаетесь ее решить?
– Задолженность за потребленную электроэнергию бывших МУПов и ЖЭУ перед нами по состоянию на конец мая составила 79 млн. рублей. Для взыскания неплатежей "Барнаульская горэлектросеть" подает иски в суд. Все судебные решения вынесены в нашу пользу.
Вместе с тем мы констатируем наличие трех проблем. Во-первых, это неэффективная система взимания долгов. Она должна действовать как часы. Сегодня этот механизм далек от совершенства. Во-вторых, если гражданин для оплаты за электроэнергию залезает в продуктовую часть семейного бюджета, то речь должна вестись о повышении зарплаты. Ее уровень в крае в сравнении с другими регионами СФО часто приводится в прессе. В-третьих, многие из муниципальных компаний объявили себя банкротами. "Барнаульская горэлектросеть" направила новым управляющим компаниям договоры о переводе долга. Но, к сожалению, не все руководители их подписали.
Людмила Суслова, депутат АКЗС, председатель отделения партии "Справедливая Россия" Ленинского района, считает одной из главных проблем ЖКХ Барнаула бесконтрольность расходования средств управляющими компаниями. Для ее преодоления жителям нужно взять в свои руки управление домами и создавать ТСЖ.
– Людмила Алексеевна, смогли ли жители Барнаула почувствовать себя собственниками жилья, как это предполагала коммунальная реформа?
– Нет. "Реформы в головах" не произошло. Население не готово к осознанию изменений. ФЗ-185, который предполагал 5%-ную долю софинансирования капремонта со стороны жителей, призван был стать одним из важных инструментов формирования у людей ощущения собственников. Граждане должны были вложить свои средства в ремонт и проконтролировать их использование.
Однако сейчас нет структуры, которая бы постоянно контролировала расходование средств и качество капремонта. Это не могут делать ни граждане, ни муниципалитет. Единственным контролером является Фонд содействия реформированию ЖКХ. Однако его представители приезжают раз в год и осматривают выборочно несколько домов. Этого недостаточно. На мой взгляд, именно слабый контроль за расходованием средств является основным недостатком реализации ФЗ-185. В конечном счете он не позволит добиться по-настоящему качественных изменений.
В моем избирательном округе есть 46 домов, которые в 2008 году попали в программу по капремонту. Я пообщалась с руководителями их домовых комитетов, старшими по подъезду, активистами. В результате пришла к выводу, что большинство людей даже не знают о том, что у них проводился какой-то ремонт и сколько на него было потрачено. Внимательно к этому отнеслись жители всего нескольких домов. Разобравшись в проблеме, они обратились в суд на свои управляющие компании, поскольку у жильцов возникли претензии к качеству ремонта и объему израсходованных на него средств.
Бесконтрольность деятельности компаний проявляется не только при капремонте. Они обязаны отчитываться перед жителями за расходование средств, но этого не делают. Когда отправляешь управленцам официальный депутатский запрос, то получить некий отчет все-таки удается. Однако он представляет собой простую отписку.