"В большой формат меня категорически не пускают!"

июнь 16, 2009

Бизнес директора рекламной группы "Дельфин" Валерия Зырянова получил развитие отчасти благодаря политике. Однако сделать карьеру на этом поприще ему пока не удается. О нюансах работы своей компании, взрывоопасной ситуации в отрасли и ближайших перспективах рынка глава "Дельфина" рассказал газете "Ваше дело".

Валерий Зырянов.
Анна Зайкова

Почти вся реклама вне закона

– Валерий Геннадьевич, согласно данным "ЭСПАР-Аналитик" и мнениям участников рынка, наиболее популярным форматом в местной "наружке" является 3х6. Почему "Дельфин" не использует его, а сделал ставку на мелкие форматы?

– А потому что в большой формат меня категорически не пускают! Нас и в мелкий-то пустили случайно. В 1999 году понадобились рекламные места для размещения бесплатной информации о кандидатах в депутаты Гордумы. Администрация Центрального района Барнаула обратилась в крупные агентства города, там отказали. И тогда администрация бросила клич всем остальным агентствам: "Кто может изготовить тумбы бесплатно?!" Я согласился, так как надеялся, что после трех месяцев кампании мы сможем размещать на этих тумбах коммерческих заказчиков и начнем на этом зарабатывать. Заняли денег, изготовили 27 носителей. Но в шести округах большинство избирателей проголосовали против всех, и случились перевыборы. И вместо трех месяцев тумбы бесплатно работали полгода.

Я с тех пор многократно обращался с просьбой разрешить мне установку щитов 3х6, у меня хранятся все письма в комитет по архитектуре и мэрию. И везде отвечали: в Барнауле уже достаточно таких рекламных мест. И при этом с 2000 по 2009 год количество щитов 3х6 увеличилось на 73%! Кому-то было нужно, чтобы только у избранных в городе были щиты 3х6. Вот поэтому я занялся тумбами, пилларами и растяжками. Данный формат тогда не интересовал наших рекламных гигантов, и нам разрешили их ставить. К тому же они не считались стационарной рекламой, получение разрешительной документации было не слишком хлопотным.

– К слову о разрешительной документации. У операторов не оформлены права аренды земельных участков под конструкциями, хотя документы поданы более двух лет назад. Соответственно, вы не платите налог на землю. Это как-то облегчает вам жизнь в кризисный период?

– Да, у нас почти вся реклама вне закона, только у "Проспекта" порядка 20% носителей оформлены. Я готов платить налог, но при этом быть уверенным, что мои конструкции не могут демонтировать, передвинуть. И узаконение, кроме налогов, интересно властям еще и тем, что локальные операторы оказываются под еще большим контролем. Правда, на федеральных – "Проспект" и "Город" – барнаульская власть не будет иметь тогда никакого влияния. А пока все одинаково живут под прессом, в любой момент каждому из участников рынка могут сказать: ты вне закона, убирай свои конструкции.

Ситуация взрывоопасна

– Если не ошибаюсь, созданный в прошлом году при мэрии Общественный совет по рекламе был призван в том числе поспособствовать решению этой проблемы. Однако есть ощущение, что совет просто есть и все.

– Полностью согласен. Мы пытаемся, но пока нас плавно отодвигают с такими вопросами. Около 70% рынка принадлежит федералам, и их местным представительствам, вероятно, были даны указания не вмешиваться в ситуацию. А остальные 30% не столь активны и сильны, чтобы решить проблему своими силами. Но вопрос назрел настолько, что уже все понимают: это может не очень хорошо кончиться, ситуация на рынке взрыво­опасна. Скажем, властью будет принято решение выставить на аукцион все места, на которых нет прав аренды.

– И тогда у кого-то будет возможность скупить все оптом и подешевке?

– Совершенно верно. По этой схеме все мощности вполне могут достаться кому-то "своему"…

– А нельзя создать такого оператора консолидированными силами участников рынка?

– У местного рекламного сообщества таких возможностей нет. Даже все вместе мы не найдем столько денег, чтобы выкупить носители или заинтересовать кредитную организацию в финансировании такой акции. Поэтому вся надежда на разумный подход власти в решении данного вопроса. Рынку пообещали, что скоро мы сможем обсудить вопрос по узаконению земли. Кроме того, уже готова концепция развития наружной рекламы. Сейчас она на согласовании в мэрии, а затем поступит на рассмотрение в Гордуму. Я думаю, в ближайшие полгода оба эти вопроса разрешатся, и тогда отрасль будет работать цивилизованно, развиваться по программе, а не наугад.

– В период кризиса слово "развиваться" относительно рекламной компании звучит сомнительно…

– В каком-то смысле локальным операторам легче, чем федеральным. Дело в том, что у нас 70% размещения – местные клиенты и только 30% – федеральные. А у национальных агентств соотношение обратное. И в сегодняшней ситуации федеральные брэнды значительно сократили свои программы размещения, а местные – практически нет.

– Вы хотите сказать, что у вас не слишком пострадал уровень рентабельности?

– На данном этапе мы оцениваем не рентабельность, а выживаемость. В феврале занятость рекламных площадей "Дельфина" составила 41%, в марте – 44,5%. Это на грани. А если показатель опустится ниже 39–40%, я буду уже терпеть убытки. Хотя в общем контексте занятость все-таки побольше. Около 7–8% площадей заняты по бартеру, еще столько же – по принципу свободного места.

– Это как?

– Клиенты выбирают места и "висят" там с 30%-ной скидкой. Но как только на эти места находятся заказчики за полную стоимость, клиент перемещается на другие свободные места, а мы бесплатно делаем перемонтаж. Эта схема интересна тем, что у клиента получается ротация едва ли не по всему городу. Зачастую этот вариант эффективнее, чем размещение только в одном и том же месте: у аудитории не замыливается глаз.

Простой способ

– Тренд последнего времени – предельно короткое медиапланирование. И можно видеть, как некоторые клиенты размещаются даже не на месяц, а на декаду. Это вариации на тему свободного места или новая схема?

– Это новый вариант, на который решаются пока немногие заказчики. Хотя выгода, на мой взгляд, очевидна. Так, размещаясь не в течение месяца на одних местах, а по 10 дней в течение трех месяцев, на каждом этапе меняя места, рекламодатель по сути за одни и те же деньги получает аудиторию втрое больше.

– Можете продемонстрировать такую выгоду в денежном выражении?

– Например, в месяц аренда пяти растяжек – 50 тыс. рублей. Стоимость их изготовления – 16 тыс. рублей, монтаж – 3,5 тыс. рублей. Итого 69,5 тыс. рублей необходимо потратить заказчику для размещения в течение 30 дней. А что делает сейчас, например, местный представитель интересов Nissan. Размещаясь по той схеме, что я описал, он получает по большому счету не пять, а 15 мест, а разница в цене – всего 7 тыс. рублей за перемонтаж. Как мне кажется, в итоге это оказывается эффективнее: одну и ту же кампанию воспринимают как "свежую".

– В привлечении клиентов телевизионщики активно пользуются показателями стоимости контакта с аудиторией (CTP). Пытаются ее высчитать и некоторые местные "наружники". Вы не пробовали оперировать такими величинами в целях убеждения заказчиков?

– Формулы вычисления CTP очень трудоемкие, и силами агентства ими пользоваться невозможно. Мы пытались вычислить стоимость контакта простым способом. Около трех лет назад у меня на практике были студенты. И мы ставили своего рода эксперимент: возле растяжек сидели по два человека, каждый смотрел в свою сторону и считал все машины и проходящих людей. Результаты оказались удивительными. Так, аренда растяжки, висящей на Сулиме, на пересечении ул. Георгиева и 50 лет СССР была 7 тыс. рублей, а размещение на проспекте Ленина – 9 тыс. рублей. А число контактов в спальном районе оказалась выше, чем в центре!

Моя вина

– Некогда у операторов рынка была идея заполучить себе политическое лобби в вашем лице. Однако рекламная индустрия не смогла обеспечить должное продвижение кандидатуре…

– Да, в мою первую предвыборную кампанию это был как раз такой вариант. Коллеги-конкуренты делали многое, чтобы один человек получил возможность отстаивать интересы нашего бизнеса на уровне законодательной власти. Но мы не смогли, и это моя вина. Начинать свою активность надо было не за три месяца до выборов, а значительно раньше и работать в этом направлении куда плотнее, чем я это делал. В результате я проиграл сопернику всего 16 голосов. Совсем немного надо было добавить активности – и все бы получилось. Но, увы.

– Но и вторая попытка оказалась безуспешной. Не учли ошибок прошлого?

– На выборах 2008 года было жесткое административное давление. Но не на меня конкретно, а в целом. Сначала меня в числе еще нескольких десятков кандидатов не зарегистрировала избирательная комиссия: не было даты в одном из документов. Я подал в суд, и через 10 дней по его решению меня зарегистрировали. Затем была аппеляция, через три дня краевой суд отменил мою регистрацию, а потом избирком не признал это решение! Я болтался туда-сюда и не смог провести полноценную избирательную кампанию. Вот и результат.

– Возможно, более удачным станет выдвижение от какой-либо партии? Вы не рассматриваете такой вариант?

– На данный момент я не состою ни в одной партии. Поэтому такой вариант не рассматривал.

– Есть на свете место, куда бы вы непременно хотели попасть?

– Путешествовать я особенно не люблю, но съездил бы в Тибет. Мне кажется, он соответствует моему характеру: мало людей, интересная природа и энергетически наполненные места.

– Каковы ваши гастрономические пристрастия?

– Вообще, я не гурман. Но больше всего люблю рыбу – во всех видах. Я и по гороскопу Рыбы.

– Вы даете деньги в долг?

– Да. Для людей общего знакомства это небольшие суммы. И если деньги не возвращают или не соблюдают сроков, то я прекращаю с ними общаться.

– У вас есть любимая реклама?

– Мне очень нравится старая телевизионная кампания банка "Империал" с концептом "Вечная история". С точки зрения креатива лучшего я не видел.

Что мы знаем о Валерии Зырянове

Валерий Геннадьевич Зырянов родился 20 февраля 1976 года в Барнауле. Окончил социологический факультет АлтГУ. С первого курса г-н Зырянов вел активную общественную жизнь: был главой независимого профсоюза факультета, председателем независимого Союза студентов Алтайского края и лидером барнаульской ассамблеи школьных парламентов, советником мэра Барнаула по делам молодежи. Валерий Зырянов работал в "Федерации интернет-образования", дважды баллотировался в депутаты городской Думы (2004 и 2008 гг.). С 1999 года г-н Зырянов занимается рекламным бизнесом, принимал участие в создании РГ "Дельфин", которую сейчас и возглавляет. В настоящий момент РГ "Дельфин" занимается афишной и наружной рекламой. Первое направление располагает 82 афишными конструкциями, второе – 53 пилларами на пр. Красноармейском, Ленина, Социалистическом, Комсомольском и Строителей, 142 растяжками во всех районах города.

Валерий Зырянов ценит комфорт и уединение, любит читать. Также глава "Дельфина" любит отдыхать в Горном Алтае в период золотой осени или поздней весны.