июнь 16, 2009
Газета "Ваше дело" уже публиковала материал о конфликтной ситуации в Яровом, возникшей между автоперевозчиком Владимиром Гезовым и администрацией города. Напомним, что Управление ФАС по Алтайскому краю выдало предписание чиновникам устранить нарушение. Предприниматель хотел открыть еще один рейс Яровое – Новосибирск, но столкнулся с целым рядом требований, установленных мэрией (см. "Дорога заказана", № 38 от 1 июня 2009 года).
Ситуацию анализирует старший специалист "Юридического центра "Де-Конс" Ольга Попова:
Конфликты, возникающие между властными структурами и пассажироперевозчиками, зачастую вызваны несовершенством нормативной базы, регулирующей пассажироперевозки. Нормы, содержащиеся в актах федерального, регионального, а также местного законодательства, нередко противоречат друг другу либо содержат расплывчатые формулировки.
Полагаю, что описанная конфликтная ситуация во многом была вызвана вышеуказанными обстоятельствами. При рассмотрении вопросов, связанных с открытием дополнительных регулярных отправлений на существующем маршруте (так называемых "новых рейсов"), необходимо учитывать следующие факторы. Решение об организации дополнительных регулярных отправлений принимается комиссией, состав которой утвержден постановлением администрации края от 18.12.2006 г. № 521. При этом одним из документов, подлежащих представлению для рассмотрения комиссией, является ходатайство или решение местной администрации с обоснованием увеличения количества отправлений.
Для принятия решения о выдаче такого ходатайства орган местного самоуправления вправе принять нормативный акт, устанавливающий порядок рассмотрения заявок перевозчиков. Естественно, нормы указанного акта должны быть обоснованными, не противоречить краевому и федеральному законодательству. При открытии регулярного маршрута на территории края его схема разрабатывается, согласовывается и утверждается в установленном порядке. Поэтому вряд ли можно считать обоснованным требование о представлении схемы движения автобуса по территории города при рассмотрении вопроса о выдаче ходатайства на открытие нового рейса.
Что касается вопроса обязательности заключения перевозчиком договора с автовокзалом (автостанцией), следует признать, что нормы действующего законодательства не дают на него четкого ответа. Так, в соответствии с п. 13 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между городами и районами Алтайского края (постановление администрации края от 18.12.2006 г. № 521) перевозчик обязан заключить договоры на обслуживание (обилечивание) пассажиров с администрациями всех автовокзалов и автостанций, расположенных по маршруту и указанных в расписании движения. Отправление (прибытие) автобусов, выполняющих перевозки по регулярным маршрутам на территории края, производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а при их отсутствии – со специально отведенных мест.
Вместе с тем согласно § 27 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР (приложение № 1 к Приказу Минавтотранса РСФСР от 24.12.1987 г. № 176) билеты на проезд пассажиров в автобусах междугородных маршрутов продаются в кассах автовокзалов, автостанций, автопавильонов, транспортно-экспедиционных агентств, а также в других пунктах через специально уполномоченных на то лиц. А там, где кассовая продажа билетов не организована, – через шоферов (кондукторов) непосредственно при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта. Аналогичное положение содержится и в п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112).
В рассматриваемой ситуации несогласованность действующих нормативных актов привела к ущемлению прав перевозчика в г. Яровое. Действия предпринимателя, обратившегося за защитой своих законных интересов в антимонопольный орган, являются правильными и своевременными. Сложно прогнозировать, как эта ситуация будет развиваться далее. У администрации города имеется возможность в судебном порядке оспорить предписание УФАС по Алтайскому краю. В этом случае дальнейшую судьбу спорного правового акта будет решать арбитражный суд.
При анализе перспектив развития отношений представителей бизнеса и власти нужно признать: полностью исключить возможность ущемления своих прав вряд ли возможно. Однако всем предпринимателям можно посоветовать повышать уровень правовой грамотности. Это позволит в каждом конкретном случае оперативно реагировать на нарушение своих законных интересов и избирать наиболее приемлемый и эффективный способ их защиты. Тем более что современное законодательство предоставляет предпринимателям широкий спектр возможностей в отстаивании своих прав. Перечень способов защиты, а также органов, к которым недовольный бизнесмен может обратиться за поддержкой, варьируется в зависимости от ситуации.