Приедет и рассудит?

июнь 17, 2009

Накануне визита на Алтай Владимира Путина эксперты рассуждают о национальной традиции перекладывать решение местных проблем на "царя-батюшку".

След крепостничества

Валерий Скубневский,
профессор, заведующий кафедрой отечественной истории АлтГУ:

Насчет "барин приедет, барин рассудит" скажу следующее. Очень долго мы жили при крепостном праве, о котором одно время говорили, что оно было пагубно и для крепостных крестьян, и для помещиков. Чем пагубно для крепостных? С одной стороны, их эксплуатировали. А с другой – у них голова не болела за все, потому что барин всем руководил. Такое существование, понимаете, оставило глубокий след на ментальности русских. На современный народ это накладывается, конечно, но не так прямо. Прошло много времени. С другой стороны, посмотрите: что такое "много"? В России с момента отмены крепостного права прошло всего 150 лет. В других странах его нет уже столетия. Наши предки из поколения в поколение испытывали на себе такую традицию. Может быть, это явление "барин рассудит" идет именно отсюда.

Русская ментальность идет из крестьянской общины, где существовало относительное равенство между ее членами до тех пор, пока не начались буржуазные отношения, расслоение. В классической общине примерно все были равны. Ей присущи такие симпатичные черты, как помочи: коллективно дом ставили, делали какие-то совместные работы. Старостой деревни выбирали наиболее опытного, достойного человека. Не каждый из крестьян хотел быть лидером. Лидерство больше характерно для знати. Вспомним период раздробленности. Каждый князь отдельного княжества боролся за власть, сферу влияния. Лидерство было среди предпринимательства. Это понятно, каждый должен желать успеха своего дела. В этом плане русский народ ничем не отличался от других народов. Если посмотреть историю европейских государств, мы можем найти аналоги поведения. Мы некардинально отличаемся в этом от Германии, Польши, Англии, Франции, резкое различие между нами и народами Африки, Латинской Америки, Японии, Китая.

Царь уедет, мы останемся

Павел Ефремов,
глава администрации Первомайского района:

– Нужно вести речь не о русском народе, а о русских руководителях и системе. Не народ же устанавливает размер заработной платы и выплачивает ее, а руководитель предприятия. Вот вы говорите, "барин приедет и рассудит". Я у вас спрошу, когда вы ждете гостей, наверняка готовитесь к их приезду, убираете квартиру, занавески стираете, иначе стол накрываете, более торжественные блюда готовите? Одним словом, стараетесь блеснуть своим мастерством, показать себя с хорошей стороны.  

Я не считаю, что барин приедет, барин рассудит, не уверен, что мы надеемся на царя. Не согласен я с этим. Ну приехал барин в Ленинград. Решил судьбу отдельно взятого предприятия в Пикалево. Какое там население? Две с половиной тысячи человек. А таких моногородов в России 450. Барин будет физически не в состоянии приехать в каждый город и решить проблемы людей, живущих там. Все равно их решать органам власти субъектов Федерации на местах. Как пример – это показательно. Его усилил президент на видеоконференции с уполномоченными представителями. Таких предприятий на территории того же Первомайского района найдется достаточно. Сегодня руководитель района не в силах отследить каждое предприятие по выплате заработной платы. Сегодня органы госстатистики в такой тяжелый финансовый период для России должны отслеживать ситуацию через отчетность каждого предприятия независимо от его формы. В настоящее время львиная доля предприятий может легко не отчитываться, а это неправильно. 

Я бы не стал говорить, что многие стремятся в лидеры, но никто не хочет брать на себя социальную ответственность. Я очень давно работаю руководителем района. Раньше не было никаких субсидий. Все было общим делом. Сегодня пошли разграничения: это должна делать федерация, это возложить на бюджет субъекта, дальше ответственность возлагается на муниципальную власть. Если честно, мне сложно отвечать на ваши вопросы.

Народ уже не верит барину

Тамара Булгакова,
первый проректор Бийского государственного педагогического университета: 

Мне кажется, русский народ уже разуверился во всех и во всем. Я бы не говорила с полным основанием, что мы так верим и уповаем на "барина", "царя". Слишком часто люди обманывались ожиданием тех, кто стоял высоко и не очень. Обманывались все сверху донизу. Верят те, кто бессилен, кто ничего не может сделать, поэтому они думают, что вышестоящий приедет и обязательно поможет. Практика подсказывает, что справедливость нужно искать только наверху, пока остается надежда.  

Я бы не сказала, что переломный момент, когда русский народ разуверился во власть имущих, произошел в постперестроечный период. Я была бы не права. Думаю, это произошло гораздо раньше, формировалось в советское время, а реализовалось во времена номинальной демо­кратии. Народ свято верил в то, что можно что-то изменить, только в те далекие времена, когда были цари. Это ведь не просто выбранные народом цари, а ставленники бога на земле. То, что было после, – суррогат.

Последние годы работали на тех людей, многие из которых не заслужили своих благ, но они их получили. Почему падает престиж образования? А потому, что в народе все чаще приходится слышать: "Зачем учиться? У соседа образования нет, зато имеет квартиру, машину. Деньги делает на перепродажах автомобилей". Совершенно не напрягая извилин, как мне думается, люди обеспечивают себе далеко неплохой материальный достаток. Социальная апатия присуща русскому народу оттого, что мы не видим результатов своего труда. Во всяком случае, для сегодняшней молодежи эта проблема стоит особенно остро. Это и есть первопричина социальной безответственности: пусть это сделает кто-то другой, но не я. Зачем напрягаться, можно сделать что-то, пройдя более легкий путь.  

Через наш народ часто переступали: говорили о народном голосовании, а его на самом деле не было, проводили выборы, которые уже долгие годы проходят формально и безрезультатно, на арену выходят политиче­ские лидеры, которым и не нужно заявлять о себе, управлять государством. И от этого люди становятся апатичны.