июнь 18, 2009
Есть мнение, что в части персонала кризис наряду с банковской сферой больнее всего ударил по рекламной отрасли. Увольнения, сокращения, секвестр заработных плат – вполне логичные последствия падения объемов индустрии продвижения. Причем как в рекламных агентствах, так и в профильных подразделениях предприятий. Мониторинг соответствующего раздела рынка труда показывает: светлые головы продвиженцев все же пользуются спросом. Правда, преференции и запросы обеих сторон претерпели существенные изменения.
Еще год назад основными критериями для оценки рекламиста были ум, профессионализм, креативность и скорость. Теперь из прежнего перечня осталась только скорость, но появилось новое, генеральное мерило – голод. И едва ли не в 90% случаев заказчики рекламы выбирают не самых лучших, а самых голодных. Тех, кто предложит наименьшую цену. Логика обеих сторон понятна: бюджеты предприятий на продвижение подверглись серьезному сокращению, а рекламные агентства остались без привычного объема заказов, что понуждает их умерить аппетиты. Звезды рекламного бизнеса поступаются своим статусом и зачастую сражаются за заказ со студентами-фрилансерами. Особенно это видно на профильных сайтах free-lance.ru и freelance.ru, где за выставленный на торги проект борются маститые дизайнеры и новички без единой серьезной работы в портфолио.
Та же ситуация происходит и на внутреннем фронте: креативные ряды предприятий усохли или видоизменились вовсе, здесь тоже побеждают те, кто готов лучше голодать. А кто не готов, оказался за чертой отношений. Корреспондент "ВД" насчитал в Сети 29 "свежих" резюме от недавних PR-специалистов и менеджеров по маркетингу и рекламе, у которых в качестве последнего места работы указаны весьма крупные алтайские организации или филиалы инорегиональных компаний. Стоит учесть, что большинство специалистов ищет работу прежде всего не через Интернет, а посредством личных связей. Таким образом, можно предположить, что список оказавшихся вне игры куда больше.
Около года назад мониторинг регионального рынка труда в сфере рекламы, маркетинга и PR показывал: специалист среднего звена имеет все шансы получить работу, практически не напрягаясь. Ставки за "голову" варьировались в пределах 20-40 тыс. рублей. И был серьезный дефицит персонала. Сейчас цена профи аналогичного уровня не поднимается выше 30 тыс. рублей. Падение рынка открыло возможность наиболее дальновидным работодателям получить по сходной цене недосягаемые ранее "мозги".
Хотя соотношение спроса и предложения и находится не в активе соискателей, у некоторых категорий есть весьма неплохие шансы. Если раньше в цене были стратеги, то сейчас – тактики, что вполне понятно: требуется максимально быстрая отдача от деятельности. Также существенным нововведением является возрастная планка: в моде молодые, еще не успевшие вкусить хлебосольства времен сверхприбылей от рекламной активности.
Так или иначе, а в числе наиболее востребованных можно назвать дизайнеров и маркетологов, за которых платят до 20 тыс. рублей, и "продажников", головы которых стоят дороже всех – до 50 тыс. рублей. И это понятно: курица, несущая золотые яйца в виде живых денег, а не концепций, нужна сейчас всем. Если говорить о наименее востребованных специалистах, то лидерами являются управленцы и пиарщики. Аргументация работодателей такова: первые слишком испорчены статусностью и большими зарплатами, а вторые в силу специфики инструментария работают на средне- и долгосрочную перспективу, что сейчас неактуально. Такие данные преподносит картина открытого рынка. Реализация спроса "по своим каналам" может дать иную палитру, как и в случае с поведением соискателей.
Что касается претендентов, то они стали менее капризными. Как отмечают специалисты служб персонала предприятий, соискатели готовы пожертвовать своей звездностью. "Головы", решавшие ранее бизнес-задачи крупнейших предприятий края, теперь охотно берутся за куда менее пафосные проекты, компании и отрасли. В меньшей степени, чем раньше, претендентов на вакансию интересуют бонусы вроде оплаты мобильной связи и цвет заработной платы. Главным критерием при выборе нового работодателя стала антикризисность его продукции, то есть устойчивость на рынке. За свою относительную неприхотливость специалисты получают ставку, позволяющую как минимум не голодать, а как максимум – не терять свою репутацию в ценовых войнах с конкурентами или работодателем.
Поэт Омар Хайям когда-то сказал: "Уж лучше голодать, чем что попало есть. И лучше одному, чем вместе с кем попало". Рискнуть и последовать такому решению могут далеко не все, как представители рекламной индустрии, так и работодатели. Однако те, кто рискует, как известно, в результате пьют шампанское, а вовсе не голодают.
При подготовке материала использована информация с профильных сайтов: hh.ru, h-hunting.ru, barnaul-rabota.ru, superjob.ru, professionali.ru и ulov-umov.ru.
Наша компания динамично развивается и в связи с этим увеличивает объемы работы как количественно, так и качественно. Мы выходим на новые регионы, это требует несколько иных подходов и в маркетинге, и в рекламе. Все это и вызывает необходимость расширения отдела рекламы "Новэкс". Так, сейчас мы ищем дизайнера.
"Город" – агентство полного цикла, ввиду чего маркетолог – специалист, о вакансии которого мы объявили, – является важным звеном в комплексе услуг, оказываемых нашей компанией. Рынок в условиях кризиса полностью преобразуется, и работать "вслепую" довольно рискованно. Необходимы точные замеры реальной действительности, в условиях которой мы продвигаем товары и услуги наших клиентов.
Хотя средняя стоимость разработки сайта падает, количество желающих получить такой продукт возрастает. Соответственно, есть спрос на профильных специалистов. Но в Барнауле сложно найти хорошего веб-дизайнера. Молодым кажется, что работа фрилансером и свобода от корпоративной культуры дороже, чем стабильный доход, карьерный рост и прочие "скучные" штуки. А профи уже сидят на своих местах.
На открытом рынке и в недрах рекрутинговых агентств реалии могут сильно отличаться. Поэтому мы попросили прокомментировать текущую ситуацию менеджера агентства "Карьера" Татьяну Шморину.
Несмотря на кризис, многие предприятия усиливают свою маркетинговую активность или, по крайней мере, сохраняют ее темпы на прежнем уровне. Поэтому держится достаточно высокий и стабильный спрос на опытных практиков, в частности на специалистов по продвижению. Есть организации, которые готовы платить вполне приемлемые, по современным меркам, деньги, но получить за это действительно специалиста, а не вчерашнего студента, у которого в активе только теория. Стоимость директора по маркетингу или руководителя такого отдела сейчас близка к докризисной, хотя есть тенденция к ее снижению. Но острее она видна в сегменте рядового персонала, где уровень предлагаемой оплаты труда кардинально отличается от докризисной поры.
Сейчас мы наблюдаем снижение возрастной планки. Работодатели полагают, что с возрастом степень креативности существенно падает. Нередко бывает, что такое требование находится в диссонансе с необходимостью работодателя найти человека с большим опытом. Сталкиваясь с такой проблемой, мы стараемся убедить предприятие несколько видоизменить требования в отношении соискателя.
Если говорить в целом, то рынок переполнен специалистами в области продвижения. Но качественного специалиста найти в Барнауле по-прежнему тяжело: возможно, стороны еще не нашли определенного баланса мнений и интересов.