июнь 23, 2009
Мораторий на ввоз сухого молока из Белоруссии во II и III кварталах этого года алтайские сельхозпроизводители и переработчики восприняли с воодушевлением. Они надеются, что теперь рынок освободится от продукции соседей и спрос на местные продукты несколько вырастет. А вслед за ним увеличится закупочная цена на молоко-сырье. Но среди представителей отрасли есть и противоположное мнение.
Вспыхнувший в начале месяца молочный конфликт между Белоруссией и Россией на прошлой неделе был несколько урегулирован. Стороны пришли к соглашению о том, что до 30 сентября братская страна прекратит экспорт сухого молока на территорию России. Но в том же объеме вырастут квоты на поставку остальных молочных продуктов, в числе которых сливочное масло и сыры.
Главной претензией со стороны Роспотребнадзора к соседям стало то, что белорусские переработчики не соблюдают требований "Технического регламента на молоко и молочную продукцию", введенного в России в конце прошлого года. Кроме того, Минск неоднократно превышал утвержденные лимиты на ввоз молочных продуктов (см. "Мнение эксперта"). А усугубившееся на внутреннем рынке напряжение способствовало тому, что Кремль начал принимать меры в отношении соседей.
Алтайские представители отрасли решение о временном прекращении ввоза сухого молока восприняли положительно. "Давно надо было закрыть границу для товаров, идентичных отечественным. Зачем импортировать то, что мы сами производим. В итоге в магазинах продавался не алтайский сыр, а белорусский. Упал и спрос на сырое молоко. Разве это разумная цена на молоко – чуть больше шести рублей за литр?" – недоумевает Владимир Никифоров, руководитель АКХ "Ануйское" Петропавловского района (на тот момент еще не была известна информация о том, что сыры в число "запрещенных" не попали).
По оценкам технического директора холдинга "Киприно" Николая Медведева, в Барнауле из общей линейки сыров порядка 10–15% составляют белорусские аналоги. "И нашему торговому дому приходилось закупать такие сыры для заполнения полок самой низкой ценовой категории в ряду этих товаров. У белорусов совсем другие условия закупа сырья и производства молочных продуктов, что позволяет им демпинговать на наших рынках", – рассказал он.
Мораторий на сухое молоко, по мнению ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Татьяны Рыбаловой, существенно не повлияет на отечественный рынок. "Эта мера поможет в летний период "большого молока" не снижать закупочные цены на него. Ведь сухое молоко само по себе сырье, на которое в последнее время перешли российские переработчики. Тем самым резко сократилось производство нашего сухого продукта, и часть сырого молока осталась невостребованной", – прокомментировала г-жа Рыбалова. По ее словам, Россия остается сильно зависимой от Белоруссии в поставках сливочного масла. Дело в том, что этот вид продукции является малорентабельным, поэтому большинство российских переработчиков отказались от его производства. А соседи ввозят масло по более низким ценам.
На принятые меры сельхозпроизводители возлагают определенные надежды. "Наверное, решение о перекрытии ввоза сухого молока должно нам помочь. Из-за низкой закупочной цены обстановка в животноводческих хозяйствах напряженная. На прошлой неделе фермеры Германии вышли на забастовку на одну из площадей Берлина. Они требовали, чтобы молоко закупалось не ниже чем 96 евроцентов за литр. Это порядка 40 рублей! А сейчас у них оно приобретается по 68 евроцентов. Так мы бы и с такой ценой жили хорошо. Также в большинстве европейских стран действует система дотаций за каждый литр произведенного молока. Этого нам давно не хватает", – рассказал Александр Демин, руководитель агрофирмы "Урожай" Зонального района.
Эксперты не исключают, что белорусы могут нарушить требования Кремля и продолжать поставлять сухое молоко в Россию. Тогда все переговоры останутся на бумаге. Также существует мнение, что конфликт между странами возник из-за политических "недоразумений". "Вопрос с ценой молока стал насущным больше года назад. А Белоруссию, на мой взгляд, хотят сделать крайней в наших собственных проблемах", – высказал свое мнение Геннадий Снежко, руководитель агрофирмы "Маяк" Павловского района.
Несмотря на разночтения в вопросе истинной причины моратория на сухое молоко, алтайские сельхозпроизводители признали, что вся цепочка от производства до переработки молока должна претерпеть обновление. "Не надо вступать в конфликты с соседями. Надо подумать над тем, как научиться получать дешевое молоко, как сократить производственные издержки и так далее", – отметил Геннадий Снежко.
Ежегодно российские предприятия выпускают 15–16 млн. тонн молочной продукции, из них 10–11 млн. тонн приходится на цельномолочку. В то же время Белоруссия производит 6 млн. тонн молочной продукции в год. По согласованным между странами лимитам в Россию может быть ввезено не более 2,8 млн. тонн. Но неофициальный импорт в нашу страну из Белоруссии превышает 4 млн. тонн в год. Объем всех ввезенных молочных продуктов составляет более 6 млн. тонн, в общем объеме потребления на импорт приходится около 17%.
Источник: сайт Минсельхоза, ИКАР, dairynews.ru.
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова считает, что Белоруссия неоднократно превышала лимиты на ввоз молочной продукции в Россию. От этого страдали местные сельхозпроизводители. Но введенные ограничения для братских производителей существенно не изменят конъюнктуры рынка в стране.
С 2005 года Белоруссия ускоренными темпами обновляла сырьевую молочную базу и наращивала объемы производства молока. Переоснащение хозяйств шло главным образом за счет капитала перерабатывающих предприятий. Кроме того, плановая экономика позволяет соседям производить более дешевую молочную продукцию. А основным рынком сбыта для нее стала Россия. Очень выгодно товар, выпущенный в условиях плановой экономики, продавать в режиме рынка. Поэтому нашим молокозаводам сложно конкурировать с белорусскими коллегами.
По мере роста объемов выпускаемой продукции соседи увеличивали объемы экспорта в Россию. Таким образом, росло напряжение на нашем внутреннем рынке. Братская страна неоднократно превышала лимиты ввоза молока и сыров, предусмотренные в двусторонних соглашениях. К примеру, в 2008 году вместо оговоренных 2 млн. тонн продукции (в пересчете на молоко) Белоруссия экспортировала 2,8 млн. тонн. За четыре первых месяца текущего года импорт молочной продукции в Россию вырос на 25%, в результате чего ровно на 25% снизились объемы производства сухого молока в стране. Но Лукашенко может в любое время перекрыть каналы поставки, и что тогда мы будем делать? Поэтому нужно всеми способами сохранять собственную сырьевую и производственную базы.
Существенных изменений конъюнктуры рынка от принятого договора между Минском и Москвой ожидать не следует. Это поможет лишь тому, что сырое молоко станет более востребованным в летний период.
Но я хочу обрадовать наших сыроделов. Сейчас рассматривается вопрос о повышении пошлин на сыры, поставляемые из стран дальнего зарубежья. Заградительная мера укрепит позиции наших переработчиков. В то же время им следует помнить, что они могут вновь спровоцировать снижение пошлин. Дело в том, что последние понижаются с ростом внутренних цен на сыр и наоборот. Если вспомним 2007 год, то у нас резко выросла стоимость продукта и соответственно снизились пошлины. И тогда в Россию начали завозиться импортные сыры.