июнь 23, 2009
Депутаты Госдумы предлагают принять законопроект "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", призванный ограничить возможность получения вознаграждения от производителей продовольствия за размещение их товаров в определенных магазинах. (Новый законопроект идет в привязке к проекту закона о торговле на потребительском рынке). Разработчики заявляют, что законопроект ужесточит ответственность ритейлеров за незаконные сборы и пресечет злоупотребления торговых сетей в отношении производителей. Если закон примут, это грозит торговым сетям повышенными штрафами за неправомерные сборы, а их руководителям – дисквалификацией.
Ряд экспертов из числа представителей продуктовых сетей считают, что законопроект существенно уменьшит предпринимательский потенциал и станет очередной кормушкой для проверяющих органов. Искусственные рычаги регулирования отрасли, по их мнению, только усугубят ситуацию, а ограничения для торговли приведут к банкротству малых сетей, особенно региональных.
Некоторые эксперты считают, что у законопроекта немного шансов на принятие, т.к. торговое лобби будет противиться любому вмешательству в их дела: закон о торговле "гуляет" по коридорам Думы уже больше полутора лет, и в результате активности лоббистов сейчас существует 5–6 редакций закона, что резко снижает вероятность принятия любой из версий.
Багаряков Алексей, депутат Государственной Думы, фракция КПРФ.
Анна Зайкова
Пока этот законопроект не рассматривался Госдумой даже в первом чтении. Парламентские слушания по законопроекту планируется провести до конца июня. На рассмотрение депутатов он будет вынесен, судя по всему, не раньше августа.
Алексей Багаряков, депутат Госдумы от Алтайского края, член комитета ГД по финансовому рынку, 21 июня принял участие в обсуждении законопроекта "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке" в программе "Парламентский час".
Закон, регламентирующий торговую деятельность, нужен, но один он не решит всех проблем, поскольку торговые сети и поставщики прежде всего должны выработать цивилизованную культуру ведения бизнеса. Основные проблемы, существующие сегодня в сфере торговли, – это высокие наценки на товары со стороны торговых сетей, сложившаяся система платы за вход и бонусов за право выставить свой товар на витрине, ущемление прав многих отечественных товаропроизводителей, особенно не располагающих значительными финансовыми ресурсами, монополизация рынка. Торговые сети самостоятельно и бесконтрольно устанавливают цены на товары.
Однако принятие законопроекта в данном варианте преждевременно, он нуждается в серьезной доработке, хотя и содержит здравые мысли. Законопроект может, конечно, привести к ликвидации практики взимания с поставщиков всевозможных сборов и бонусов за вход и расширение ассортимента, если контролирующие органы проявят должное усердие. Однако многие положения закона представляются неуместными или даже опасными для российского рынка и способны привести к массовому разорению торговых сетей.
Например, закон предъявляет особые требования к сетевым торговым организациям, в отличие от прочих организаторов торговли. Это небрежность или сознательная дыра в законе? Недоумение вызывает и положение о том, что запрещается устанавливать торговую наценку на товары ниже цены производителя товаров. А как же прикажете торговым организациям реализовывать залежалую продукцию, устраивать распродажи? Учитывая, что на них возлагаются все риски, связанные с реализацией товара, можно ожидать массового банкротства торговых сетей с принятием закона.
Мы поддерживаем норму закона, где защищаются наши отечественные товаропроизводители. Не только административными методами, но и заградительными пошлинами на импорт тех видов товаров, которые мы можем у себя производить. Например, мы выращиваем морковь, и можем ее продавать, - так зачем же ввозить голландскую морковь, если можно продавать отечественную?
Мы предлагаем выделить две группы товаров и четко их описать: товары первой необходимости и лекарственные препараты, на которые торговые сети не имеют права ставить максимальную наценку; установить на них фиксированные наценки, а все остальное должен регулировать рынок.