июнь 24, 2009
Миллионы рублей тратят в крае на модернизацию районных котельных. Но, увы, большинство теплоснабжающих предприятий как были, так и остались убыточными, полагает Иван Переясловский, гендиректор Алтайского углеисследовательского центра. Увеличивать тарифы, чтобы покрыть убытки? Да ведь дальше-то некуда – откуда в селе деньги?
Олег Богданов
Причины убытков, понятно, разные. Но от одной из них досада берет: работа нового оборудования не намного эффективнее старого – об этом говорили эксперты на конференции "Практический опыт использования энергосберегающих технологий", проведенной в июне властями Барнаула и Алтайской торгово-промышленной палатой...
Сергей Степаненко, директор компании "Витотех", предлагает ставить в котельных вместо современных высокотемпературных котлов низкотемпературные и конденсатные. Проблема в чем? Если котлы работают не на максимальных нагрузках, их КПД падает. А ведь загрузить их по максимуму можно только в самые холодные дни.
В котлах, которые продвигает "Витотех", КПД при частичных нагрузках не только не снижается, но даже повышается. "Экономия топлива для котлов мощностью более 70 кВт – до 25%, а для небольших водогрейных котлов в индивидуальных домах – до 40%", – утверждает директор.
Другое решение есть у "СКБ ПроЭнергоМаш": котлы с вихревыми топками, в которых сжигают, во-первых, низкосортные угли (они более дешевые) и, во-вторых, то, что нигде особо не нужно: древесные отходы, лузгу от семечек. И даже навоз и куриный помет; а сколько этого добра выдает "на-гора" многочисленное поголовье парно-непарнокопытных и пернатых, страшно даже подумать (более 4 млн. тонн в год, см. № 21 "СК"). А между тем КПД таких котлов очень приличный – 80–88%.
"Котлы с вихревыми топками выгодно использовать при установленной мощности более 1,5–2 мегаватт, они оправдываются за полтора года", – объясняет Евгений Пузырин, замдиректора компании. Предприятие разрабатывает котлы под конкретное топливо и необходимую мощность, производит их и готово заняться модернизацией. Правда, надо оговориться: навоз может быть топливом только тогда, когда хозяйство использует сухие схемы его удаления.
Есть у нас и еще один источник малопродуктивных затрат, о котором я, признаться, раньше не думала: водонапорные башни. Прошлый век, между прочим. Однако только в 2008 году в крае построили 21 новую башню и, в общем, не собираются останавливаться на достигнутом. Такова уж сила инерции.
В крае таких башен сотни, 284 из них нуждаются в реконструкции. Но в компании "МАКТ-Алтай" уверены: и реконструкция, и строительство новых башен – дело неприемлемое. Их вариант – ставить частотно-регулируемые безбашенные насосные станции: это на треть дешевле, чем реконструировать старые башни, и на 70% – чем покупать и монтировать новые.
В селе Лебяжьем Егорьевского района, поставив такую станцию, снизили энергопотребление в семь раз! Правда, в Колывани опыт был менее удачным: там ожидаемой экономии электричества пока не получили. Но зато срок работы глубинного насоса в полтора-два раза удлинился.
С 2007-го по май 2009 года по лизингу было приобретено оборудование для модернизации котельных края на 226,8 млн. рублей (данные краевого управления по ЖКХ). Ежегодное потребление угля в крае – 8 млн. тонн, треть его сжигают котельные.