Возвращение Хонг Ха Толстых

июнь 24, 2009

Михаил Беднаржевский, руководитель отдела выпуска телекомпании ТНТ (барнаульское отделение)

Хорхе Луис Борхес писал, что в мировой литературе существует всего четыре истории, а все многочисленные сюжеты – лишь пересказы этих историй – в том или ином виде.

Одна из историй – о возвращении героя. Об Одиссее, который после десяти лет скитаний и приключений всё-таки приплыл к родной Итаке. Жизнь порой оказывается куда удивительнее, чем литература. 

. В России её не держало ничего: муж подал на развод, свекровь попросила освободить комнату, а помочь больной дочери брались только немецкие врачи. Рождённая во Вьетнаме, Хонг Ха и предположить не могла, что дочь, которая поправилась после лечения, выйдёт замуж и попросту забудет про мать.

Семь лет русская уроженка Вьетнама работала няней, боясь выходить за пределы своего квартала – не было ни документов, ни прав. А в 45 лет пришла пора менять российский паспорт. Тогда Хонг Ха поняла, что может лишиться последнего – гражданства.

Страшно было идти в полицию и просить выслать её в Россию. Сначала Хонг Ха, ничего не слышавшая про реадмиссию, не верила, что вернётся. Вернувшись, не верила, что найдёт в Барнауле своих друзей и знакомых после стольких лет отсутствия.

Одна из вечных историй – о возвращении, другая - о поиске. По Борхесу, если раньше герои, будь то Язон, плывущий за Золотым Руном, или тридцать персидских птиц, ищущих лик своего бога Симурга, всегда находили искомое, то сегодня любые поиски обречены на провал.

Но жизнь порой оказывается куда удивительнее, чем литература.

И русская вьетнамка с удивительным именем Хонг Ха Толстых, прожившая семь лет в Германии, всё-таки нашла свою родину, своих друзей, своих знакомых здесь, в Барнауле.