июль 1, 2009
Владелец комплекса дорожного сервиса "Калина красная" не скрывает гордости за то, что в его кафе заезжают такие звезды, как Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.
В Сростках придорожный сервис Альберта Сафина пока единственный, где сохранена деревенская атмосфера. Предприниматель создал ее такой, какой увидел сам.
"Калина красная" Альберта Сафина является единственным комплексом придорожного сервиса в Сростках.
Павел Водопьянов
– Альберт Наилевич, придорожный комплекс "Калина красная" открылся в Сростках в прошлом году, но заметно, что рядом еще ведется строительство. Чем планируете дополнить работающий объект?
– Комплекс открылся в августе прошлого года. Сейчас у нас есть гостиница и кафе, которые мы построили за полтора года. Заложен фундамент под второй мотель на 15 номеров, баню, бассейн и торговые павильоны. Но пока сложно предсказать, когда мы сможем закончить вторую очередь проекта.
– Все это вписывается в ваши представления об идеальном комплексе дорожного сервиса? Каким он должен быть?
– Здесь должна быть аптека, большее количество гостиничных номеров, магазин сопутствующих товаров, продуктовый мини-маркет, сервис по мелкому ремонту автомобилей, возможность подключения к Интернету. Это необходимо большинству туристов, которые останавливаются в Сростках.
– В Алтайском крае на трассе не встретишь гостиницу или мотель… Нам вообще нужны такие объекты?
– Так повелось только у нас. Гостиницы на трассе стоят везде. Искать пристанище по городу удобно не каждому туристу, поэтому спрос на гостиницы на трассе обязательно будет.
– Как вы считаете, сколько необходимо инвестировать в придорожный комплекс, чтобы довести его до цивилизованного состояния? В краевой администрации часто озвучивается цифра 250 млн. рублей.
– Не знаю, зачем нужна такая большая сумма. На эти деньги можно построить пять полноценных комплексов. Слишком дорогие строения будут отпугивать людей – они же понимают, что здесь с них возьмут больше. Окупаться такой проект будет очень долго. Для хорошего КДС достаточно 50 млн. рублей инвестиций.
– На совещаниях по вопросам комплексов дорожного сервиса вице-губернатор Яков Ишутин всегда говорит о плохом качестве туалетов на трассе. Вы решили эту проблему?
– Этот блок у нас располагается в здании, мы обращали на него особое внимание. Бывший глава Бийского района Борис Неудахин просил нас об этом. Мы вложили в эту часть комплекса 600 тыс. рублей, но денег она фактически не приносит. Туалет платный, но о сроке окупаемости мы даже не задумываемся – может, лет 20.
Нужно, чтобы у нас останавливались водители автобусов и "Газелей", перевозящие большое количество людей. Мы пытались их привлекать с помощью бесплатных талонов на обед. Сейчас нам невыгодно даже нанимать человека, который будет взимать плату с проезжающих. Возможно, поставим копилку, куда люди будут бросать деньги по собственному желанию.
– Не проще было бы открыть обычное кафе в городе?
– У нас есть кафе в Бийске, но оно приносит меньше прибыли, чем объект на трассе, особенно в летний период. Придорожный сервис обратил на себя внимание, когда мы ездили отдыхать в Казань, Адлер, Сочи. Приходилось останавливаться в Уфе, Челябинске, и все комплексы были просто неудобны для путешественника. Если кухня казалась хорошей, то гостиница вызывала отвращение, либо обратная ситуация. Мне хотелось учесть эти недостатки и создать свой придорожный комплекс в Алтайском крае. Так мы начали строить "Калину красную", правда, проект пришлось заморозить на четыре года, поскольку элементарно не хватало денег.
– Что стало с вашим бизнесом в области деревообработки?
– Компания "Русский лес" работала до 2007 года. Мы изготавливали деревянные двери и окна, предметы интерьера. Поставки осуществлялись в Новосибирск, Новокузнецк, Рубцовск. Бизнес вовремя удалось продать. Этому было несколько причин. Во-первых, на рынке стало появляться много мелких подпольных мастерских по изготовлению деревянных изделий. Во-вторых, люди начали активно ставить пластиковые окна, ламинированную мебель. Раньше мы делали 300-400 дверей в месяц, в последний период работы предприятия объем реализации составлял 70-80 таких изделий. Сейчас мы полностью переключились на общественное питание. Интерьер кафе и гостиницы почти целиком состоит из той продукции, которую мы делали в компании "Русский лес" на основе сосны и березы. Разве что колеса от телег, которые создают здесь антураж, покупали в деревне. Но реставрировали их сами.
– То есть вы просто удачно перепрофилировались в период кризиса?
– Не совсем так. Идея работать в придорожном сервисе появилась давно. Кулинария – это мое хобби. Дома всегда готовил отец, и эта традиция передалась нашей семье тоже. Я работал в бийском ресторане помощником повара, потом заведующим производством. За семь лет мне удалось хорошо узнать специфику отрасли. В то время москвичи начали развивать в Бийске первый супермаркет "Гринфилд", я был его директором. На предприятии "Кедр+" познакомился со столярным делом, но параллельно занимался пищевым производством, которое существовало при компании.
– Что вас не устраивало в такой работе, хотелось получать больший доход?
– Нет. Я зарабатывал неплохие деньги и откладывал их на перспективу. Мне изначально хотелось работать на себя. Я выбрал Сростки в качестве места размещения своего комплекса, поскольку это рядом с Бийском, где я живу. Так проще контролировать работу кафе. Здесь надо жить, чтобы все функционировало нормально. Я постоянно контролирую качество блюд. Прошлое лето полностью провел в Сростках, сейчас бываю реже, поскольку в семье появился третий ребенок.
– Известно, что для придорожных кафе всегда актуален кадровый дефицит. Почему большинство предпринимателей не хотят работать с деревенскими жителями?
– У меня повара только из Бийска. Торгуя на местном базарчике, селяне привыкли к легким деньгам. Они просто не хотят работать. Сначала пытаются что-то делать, но быстро теряют к этому интерес. Сегодня они живут только за счет имени Шукшина.
– Вы долго выбирали название для кафе?
– Оно напрашивалось само собой. Выбирали между двумя вариантами: "Калина красная" и "Печки-лавочки". Я знаю Шукшина по фильмам, которые очень ценю. Над стилем и оформлением комплекса я работал исключительно сам. Старался выдержать прежде всего деревенский дух. Партнеры, с которыми мы начинали осуществлять этот проект, полностью доверили мне эту работу. Я же разрабатывал меню.
– И по какому принципу был сформирован набор блюд?
– Я сделал упор на те блюда, которые нравятся всем. Большинство из них представлены русской кухней, есть шурпа, отварная баранина, куриные сердечки. Когда к нам приезжал губернатор Александр Карлин, то оба раза заказывал баранину и шурпу. Иностранцам очень нравится русская кухня, они всегда съедают все до последнего кусочка. Особенно в почете борщ и котлеты – простая русская еда. Нельзя сказать, что у нас они экономят, наоборот, стараются все попробовать.
– Знаменитые пирожки, которые в Сростках продают бабушки, составляют конкуренцию вашей кухне?
– Сейчас эти пирожки уже не пользуются прежней славой, да и пекут их уже не те бабушки. Этим занимается молодежь. Понятно, что люди останавливаются возле базарчика в Сростках по привычке, но потом возвращаются к нам. В нашем меню пирожки тоже предусмотрены.
– В сегодняшней кризисной ситуации вы отмечаете снижение потока туристов?
– Нет. Людей столько же, сколько было раньше. На предприятиях общественного питания кризис отражается в меньшей степени. В день у нас бывают от 20 до 100 человек. Туристы приезжают из разных городов: Кирова, Ханты-Мансийска, Улан-Батора, Казани, Москвы. Недели три назад был путешественник из Голландии. Он проделал путь от Москвы до Улан-Батора на велосипеде. Чаще всего Сростки не являются конечным пунктом путешествия. Многие иностранцы знают, кто такой Шукшин. Только они делают ударение на первый слог, когда произносят его фамилию. Мы объясняем, как можно попасть в его музей и посмотреть памятник. Надо сказать, что не все русские туристы узнают Шукшина на портрете. Молодежь не знакома даже с его фильмами. Среди паломников на родину Василия Макаровича преобладают люди старшего поколения. У нас в гостях были такие путешественники из Санкт-Петербурга, с Урала.
– В "Калине красной" начали продавать различные деревянные сувениры, здесь вам помогают местные жители?
– Вся продукция привозится из Бийска. Там есть маленькие домашние мастерские, где вырезают деревянные фигурки из кедра. Наши предприятия поставляют сюда бальзамы, наборы для пантовых ванн. Скоро у нас появятся каминные наборы, художественная ковка. К празднованию 80-летия Шукшина нам обещали привезти сувениры с символикой юбилея.
– Вы легко сходитесь с партнерами?
– В принципе, да. Но одному работать проще. Комплекс "Калина красная" я начинал строить не один. Но потом выкупил доли партнеров. Проблема в том, что они отчасти стараются сэкономить на инвестициях, отчасти перетягивают одеяло на себя, нелегко бывает выстроить доверительные отношения. Всегда встает вопрос дележки денег, а сейчас мы остались просто друзьями.
– Каковы ваши личные предпочтения в еде?
– Я неприхотлив, могу как готовить, так и есть все. Не люблю только заниматься пирожками. Моя жена вообще не готовит. Я убежден, что лучшие повара – мужчины. Женщины готовят пищу, чтобы накормить семью, а для мужчины – это творческий процесс.
– Какие места выбираете для отдыха?
– В основном это горы. Ездим на озера в Акташ. Люблю рыбачить. Неподалеку в селе Алтайское ловлю карпов, карасей. Свежевыловленную рыбу традиционно жарю в фольге на костре, а рано утром я в большом казане готовлю шурпу или борщ. Друзьям нравится со мной отдыхать.
– Ваша фамилия сразу наталкивает на вопрос, нет ли у вас общих корней с известными в России персонами? Помогает ли это в бизнесе?
– Общих корней нет. Мы просто однофамильцы. На бизнесе моя фамилия никак не отражается. Не помню, чтобы кто-то интересовался происхождением моей фамилии.
Альберт Наилевич Сафин родился 20 августа 1969 года в Бийске.
В 1994 году получил специальность "товароведа-коммерсанта".
До этого в 1992 году работал поваром в бийской компании "Кедр+", в 1994 году занял на этом предприятии должность заместителя директора по производству, а через год возглавил компанию. В 2002 году организовал и возглавил предприятие деревообработки "Русский лес". В 2007 году предприятие было перепрофилировано. В 2008 году на базе "Русского леса" был открыт придорожный комплекс "Калина красная".
Альберт Сафин женат, воспитывает троих детей.