июль 1, 2009
У Алексея Толстого в "Ибикусе" есть замечательный эпизод, когда два русских эмигранта, чей подпольный карточный притон только что разогнала турецкая полиция, голодные и отчаявшиеся, сидят в грязном гостиничном номере, по столу ползет таракан, и в этот миг… "Мгновенно и ослепительно открылась перед Семеном Ивановичем перспектива. Тяжело дыша, он встал, вонзил ногти Ртищеву в плечи:
– Нашел. Это будет – гвоздь <…> Тараканьи бега. Это законно. Это ново. Это азартно".
Идея уже пыльная, конечно, для сегодняшнего дня, но я к тому, что игорному бизнесу в России тоже ведь теперь приходится проявлять чудеса изобретательности, искать подходящих "тараканов". Кое-какие уже нашлись, но ничего пока креативного – перепрофилируются, меняют вывески на "покерные", "лотерейные" и другие разрешенные "клубы", кто побогаче и поближе к Западу – перевозят свои рулетки за границу.
Не берусь судить, насколько хорош или плох вступивший в силу закон об игорных зонах – зависит, наверное, от того, в какой степени он лично тебя коснулся. Мне интересно другое: большинство "азартных" заведений работали буквально до последнего дня, ничего практически не предпринимая. На все попытки лоббистов оттянуть, перенести, внести поправки федеральные власти отвечали жестким нет – и все равно не верили, что будет так.
Честно говоря, и сейчас ведь не верится, что казино – раз – и исчезнут из наших городов, да? Все равно, многие говорят, найдется какой-нибудь хитрый ход, способ, спасительный "таракан", позволяющий одним играть и проигрывать, а другим извлекать из этого прибыль. Почему так? Может, из-за нашей давней привычки считать, что любой запрет можно не обойти, так перепрыгнуть, – и власть давно нас в этом не разубеждала? Я тут недавно видел в одном дворе металлический гараж, на котором еще можно прочесть облупившуюся надпись "Убрать до 20.08.1988!". Может быть, поэтому?