июль 1, 2009
Госдума в первом чтении приняла законопроект, который обязывает сотрудников ГИБДД и спасателей на месте оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП. Как этот законопроект восприняли сотрудники ГИБДД, врачи, и автомобилисты - главные участники дорожного движения на Алтае?
Михаил Хаустов
Всем известно, что в обязанности сотрудников милиции входит оказание первой доврачебной медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП. Сотрудники нашего батальона - 15 инспекторов - в прошлом году прошли обучение в Центре медицины катастроф и получили соответствующие допуски и сертификаты об обучении. И имеют право на оказание первой доврачебной помощи.
Сотрудники ГИБДД у нас ежегодно проходят обучение. В основном это те, кто работает на федеральных трассах М-52 и А-349. Кроме определенных навыков, в оказании помощи очень важна психологическая готовность. Даже у нас на занятиях были моменты, когда некоторым сотрудникам просто становилось плохо при просмотре слайдов! Даже приходилось использовать нашатырь. Да, психологическая подготовка нужна и очень серьезная.
В рамках федеральной целевой программы мы в Центре укомплектовали учебный класс. Но, к сожалению, у нас нет нормативной базы, чтобы обязать всех (!), а не только сотрудников ГИБДД и спасателей, но и обычных водителей проходить обучение по оказанию первой доврачебной помощи.
Попытка научить представителей ГИБДД оказывать помощь заслуживает всяческой похвалы. Вопрос только в том, все ли сотрудники ГАИ пройдут обучение? На Западе уже давно полицейские могут не только первую доврачебную помощь оказать, но и принять роды.
В моей водительской практике случались ситуации, когда надо было оказать экстренную помощь, и я даже сам хотел пройти такие курсы, но пятнадцать лет назад ничего подобного не было. А сотрудникам ГИБДД, как мне помнится, даже запрещали оказывать первую помощь, потому что порой неоказание помощи - лучше, чем оказание неквалифицированной помощи. А еще хорошо было бы вернуть на машины специальные знаки, говорящие о том, что за рулем - врач. И помощь бы зачастую оказывалась не только своевременная, но - главное - правильная.
Сотрудники ГАИ и сейчас должны оказывать помощь пострадавшим, но умеют ли они это делать правильно? Говорю это не случайно - потому что есть случаи, когда помощь должен оказывать только квалифицированный врач. Сейчас надо создавать школы, чтобы обучать этих сотрудников, только потом они смогут работать. Травмы в наших ДТП очень серьезные, особенно если происшествия происходят на федеральных трассах. А происходят такие ДТП, на мой взгляд, из-за очень плохих дорог. Главная причина страшных ДТП - отсутствие жесткой разделительной полосы. Если бы вкладывали деньги в дороги, то не пришлось бы создавать и трассовый отряд, и специальные кареты "скорой помощи", которые выезжают на места ДТП.
Кстати, жесткой критике алтайских автомобилистов, сотрудников ГИБДД и медиков подверглось содержание обязательных аптечек для автомобилей. Дело в том, что ее содержимое давным-давно устарело. По мнению Дмитрия Аргудяева, например настоящий кровоостанавливающий жгут должен быть шириной 2,5 - 3 сантиметра. А некоторые аптечки оборудованы резиновыми трубочками. При артериальном кровотечении эти трубочки бесполезны.
Уже давно пришло понимание, что в аптечках нужны препараты более современного уровня. И конечно, водителей необходимо учить хотя бы минимальным навыкам по использованию содержимого аптечки. Потому что максимум, что умеют сегодня наши водители - это палец забинтовать. По мнению экспертов, в автошколах этот курс читается на низком уровне. И лучше, если преподавать этот курс будут специалисты Центра медицины катастроф.
У сотрудников ГИБДД, по словам Александра Лукина, в каждой второй машине ДПС уже есть современные унифицированные медицинские наборы. Они укомплектованы более широким набором медицинских препаратов, а также - специальными кровоостанавливающими средствами, и для проведения непрямого массажа сердца.