На службе у Памяти

июль 2, 2009

Благодаря увлечению председателя райсовета Табунский район одним из первых в крае в 2005 году обзавелся собственной Книгой памяти. В настоящее время завершается подготовка к изданию ее второго тома. В проект "Свободного курса" "Книга памяти, том 10-й" Николай Владимирович передал списки тридцати жителей района, имен которых нет в Книге памяти Алтайского края. А когда мы попросили его в рамках своего проекта попробовать разыскать родственников погибшего в финском плену Даниила Никитовича Лупешко,тут же, не мешкая, оставил все дела и отправился в село Самбор.

– Нашел! Нашел дочь! Ее зовут Анна Даниловна Комова. Энергичная женщина, мечтает поехать в Финляндию. Просила помочь ей узнать, как это сделать… 

Общий стаж поисковика у главы Табунского района Николая Чайки – 32 года. За это время он создал школьный отряд "Поиск", затем самостоятельный поисковый отряд "Алтай", состоящий из жителей района, школьников и студентов. В 2001-м, 2006-м, 2008-м годах выезжал с ребятами на Смоленщину, в земле которой остались лежать более 70 табунцев. Школьники вели раскопки, перезахоранивали останки бойцов, собирали на местах былых боев экспонаты для школьных музеев.

А началось все с попытки Николая Владимировича еще в подростковом возрасте узнать, как сложилась фронтовая судьба деда – Ивана Алексеевича Чайки. Тот дважды – в июне 1941-го и в марте 1942-го – уходил на фронт в составе 178-й и 312-й алтайских стрелковых дивизий. На Смоленщине на реке Западная Двина принял свой первый бой. В начале сентября 1941-го стал участником первых наступательных сражений советских войск на Калининском фронте. После тяжелого осколочного ранения был комиссован, вернувшись домой, возглавил колхоз. Но в марте 1942-го уже снова был на фронте, в сентябре 1942-го пропал без вести. 

От деда Коле досталась красивая гордая фамилия (отец, памятуя о том, что у Ивана Чайки было пять дочерей, согласился, чтобы мальчику дали фамилию матери, и тем самым род защитника Отечества не прервался) да теплые, наполненные светлой печалью воспоминания бабушки Прасковьи. 

В 1977 году восьмиклассник Николай Чайка отправил в "Комсомольскую правду" письмо с просьбой напечатать фотографию деда. Мальчишка надеялся таким образом найти сослуживцев Ивана Алексеевича и узнать в подробностях, как воевал и погиб дед. Но из газеты ответили отказом, сославшись на обилие подобных просьб. И тогда подросток стал действовать самостоятельно. Из ответа комиссара 1-го батальона 1108 стрелкового полка, в составе которого принял свой последний бой Иван Чайка, внук узнал, как это было. Стремясь удержать плацдарм в междуречье р. Вазуза и Гжать, полк чуть было не попал в окружение, бойцы отступали, но дрались до последнего.  

В канун 45-летия Победы у Николая Чайки родился сын. Он назвал его в честь прадеда Иваном. Но поиск на этом не закончился. Николай Владимирович решил увековечить память всех воинов-земляков. Так родились сельская, а затем районная Книги памяти. А сегодня посадкой именных деревьев на Мемориале Славы жители района увековечивают память победителей, умерших после войны. 

Справка

По инициативе отряда "Поиск" в 1997 году за Большеромановкой, на землях бывшего подсобного хозяйства Славгородского НКВД, где было расстреляно более 600 невинных жертв сталин­ского террора, открыли первый в крае памятник сибирским крестьянам, ставшим жертвами политических репрессий.