июль 3, 2009
В новой книжке "Россия 1993 – 2008: итоги трансформации" есть чудесный момент – стенограмма разговора московского профессора Аузана с нашим профессором Чернышовым. Аузан не понимает, почему наш край распахнут для демократических идей, а Чернышов ему объясняет: во-первых, свободолюбие в генах сидит, во-вторых, гордость за присутствующую где-то рядом невидимую страну Шамбалу. Отсюда гонор... и вообще, алтайская идентичность лучше всего показана в известном шукшинском рассказе "Срезал".
Ну да, кстати. Эту идентичность особенно на местных сайтах видно – как начнут "срезать"... Ясно, что без невидимой Шамбалы не обошлось, хе-хе.
"Тут какой-то Z про тебя написал, о-очень язвительно, видел?" – "Что ты, я в Интернете давно уже общаюсь только с душевно здоровыми людьми на сайтах по промышленному альпинизму".
А я вообще вне Интернета общаюсь, я хожу ягоды собирать. И вот что я теперь знаю.
В прошлом году на Старом базаре один дед продавал нереально вкусное варенье: слой клубники, слой абрикосов. Варенье – ну ягодка к ягодке, и видно, что не варили, а в духовке пастеризовали. И вот он его продавал – не поверите – по 20 рублей килограмм. Люди потом не выдержали, спросили: ты что же делаешь, дед? А он говорит: да сам я варенье не ем, а бабка у меня померла. И ему тогда сказали: знаешь что, вот бабушка твоя смотрит на тебя с того света, разве ж она тебя за такую цену похвалит? Ты представь, сколько ее труда в этих банках закатано! Он тогда вообще перестал варенье продавать, а начал раздавать его знакомым. И пять лет еще это варенье ели, нахвалиться не могли. Вот такая была чудесная бабушка.
А померла она, знаете, от чего? (В этот момент я у своего кустика с жимолостью замерла, как суслик, чтобы ни звука не пропустить.) От своего второго хобби. Первое у нее было – варенье, а второе – она печки людям клала. И вот кирпич уронила на себя, ногу сломала. А немолодая уже была, лет 75. Долго потом болела, да так и померла.
Вот это, я понимаю – идентичность.