Из-за дефицита бензина рознице приходится работать с колес

июль 6, 2009

По данным розничных операторов топливного рынка, с конца мая в Алтайском крае началось повышение цен на бензин. В среднем за этот период стоимость топлива поднялась на 50%, а своего пика она может достичь в августе. Владельцы АЗС объясняют это не только сезонными изменениями, но и дефицитом ресурса, который сформировался на нефтеперерабатывающих заводах.

Среди владельцев транспортных средств есть те, кого не пугает бензиновый ценник.
Михаил Хаустов

Андрей Каштанов,
генеральный директор сети АЗС "К1":

За последние две недели розничная цена на АИ-92 поднялась на 2,5–3 рубля. Цену устанавливают крупные трейдеры, мы только следуем за ними", – говорит генеральный директор сети АЗС "Транскам" Сергей Великов. "Закупочная цена на АИ-92 поднимается иногда на 2–3 тыс. рублей за тонну в день, а цену на дизельное топливо государство пока удержало.

Юрий Матвейко, председатель совета директоров сети "Октан", отмечает, что на его заправках литр бензина А-80 подорожал до 18 рублей, стоимость 92-го – 21 рубль. Он связывает наметившуюся тенденцию с истощением запасов топлива на нефтебазе. "Мы работаем с колес. Бензин на нефтебазах не задерживается, его сразу разливают по бензовозам. Запасы не хранятся больше трех-четырех дней. Контракты по поставкам выполняются, но с задержками", – разъясняет ситуацию г-н Матвейко.

Факт ограничений в поставках бензина подтвердили в компании "Газпромнефть Алтай", однако от дальнейших комментариев там отказались. Сергей Великов говорит о том, что на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) с конца мая наметилось ограничение объема реализации. "Сегодня спрос превышает предложение, и в крае уже есть небольшие АЗС, которые начали заматывать колонки", – признается собеседник.

В числе причин, формирующих дефицит топливного ресурса, Юрий Матвейко выделил в первую очередь рост курса доллара и евро, что заставляет заводы-производители переориентироваться на экспорт. Другие причины – традиционно повышенный летний спрос, а также внутренние сложности в работе заводов. По данным Андрея Каштанова, в июне Сургутский и Ачинский НПЗ стояли на профилактике. "Большое значение имел и тот факт, что открыли экспорт, львиная доля ресурса пошла за границу, в то время как на внутреннем рынке образовался серьезный дефицит. Также у заводов существуют проблемы с подвижным составом, об этом говорят все крупные трейдеры", – комментирует г-н Каштанов.

На традиционные предположения о том, что цену искусственно повышают в рознице, г-н Каштанов реагирует сразу: "Для нас повышение цены невыгодно, так как мы не можем угнаться за ценами заводов. На данный момент закупочная цена АИ-92 уже составляет более 20 рублей за литр. Можно представить, с какой рентабельностью мы должны торговать… Много говорится о том, что у нас в стране бензин дороже, чем в Америке, но это понятно.
У нас в стране около 30 НПЗ, а в Америке их более 250". Источник "ВД" в Бийском районе рассказал, что некоторые АЗС готовы продавать бензин на полтора рубля дешевле, хотя ценник у них не отличается от ценников на других заправках.

В компаниях отмечают, что главное сегодня – выполнить обязательства перед клиен­тами, особенно перед теми, с кем идет работа по предоплате. В прошлом году ситуация развивалась аналогично, а ценовой пик пришелся на август. Такого же развития событий операторы ожидают в этом сезоне. "В августе прошлого года закупочная цена бензина превышала 22 рубля за литр. В этом году мы прогнозируем еще определенный рост цен, так как в июле, помимо прочего, на 6% был увеличен железнодорожный тариф", – резюмировал г-н Каштанов.

Действует закон спроса и предложения

Григорий Сыров,
ведущий аналитик компании "БКС Консалтинг":

Государство пытается оказывать административное давление на розничных продавцов бензина, чтобы сдержать рост цен на него как на социально значимый продукт. Однако на рынке работает большое количество независимых АЗС, и для них действует прежде всего закон спроса и предложения. В последнее время отчетливо прослеживается рост закупочных цен, и те АЗС, которые распродали бензин, закупленный по низким ценам, вынуждены либо работать себе в убыток, не превышая цен конкурентов, либо временно отказываться от продажи той или иной марки. Это одна из самых распространенных причин отсутствия бензина на АЗС. Другие причины также хорошо известны – это сезонный рост потребления, рост автомобильного парка и увеличение доли бензина, отправляемого на экспорт.