июль 7, 2009
Все организации, являющиеся плательщиками НДС, могут уменьшить его сумму на налоговые вычеты. Для этого они должны выполнить ряд условий. Во-первых, иметь счета-фактуры, выставленные продавцом товаров (работ, услуг). Во-вторых, представить документы, подтверждающие фактическую уплату сумм налога. В-третьих, оприходовать приобретенные товары (работы, услуги) и использовать их для производственной деятельности или операций, которые облагаются НДС. Однако, как отмечает наш постоянный ведущий рубрики "Налоговая практика" руководитель "Юридического центра "Де-Конс" Аркадий Колпащиков, для налоговиков выполнения этих условий недостаточно.
Чтобы исключить возможность злоупотребления правом на вычеты, налоговики разработали комплекс контрольных мероприятий, которые применяются по отношению к подозрительным фирмам. Их выбирают по результатам предварительного камерального анализа.
Особое внимание при проверке вычетов уделяется счетам-фактурам и книгам покупок. При проведении проверки налоговый орган также выяснит, есть ли у организации подлинники указанных в книге покупок счетов-фактур и правильно ли они заполнены. Если в счетах-фактурах нет каких-либо обязательных реквизитов, НДС к вычету не примут.
Прежде всего налоговики проверяют счета с исправлениями и с неразборчивыми реквизитами. Особое внимание вызывают счета-фактуры на те товары, которые не соответствуют профилю работы организации. Подозрения налоговиков усилятся, если за такие товары платили наличными или денежные расчеты не использовались (например, их заменили векселями, взаимозачетами или бартером). По таким счетам-фактурам налоговики будут проводить встречные проверки поставщиков.
Кроме этого, налоговики проверят счета-фактуры на подлинность. Если окажется, что они фальсифицированы, принять по ним НДС к вычету не получится. Для определения подлинности счетов-фактур налоговый орган имеет право назначить экспертизу.
Экспертиза может быть назначена постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.
Налоговый орган может назначить проведение нескольких видов экспертизы одного и того же документа. Так, с помощью почерковедческой экспертизы может быть определено, кем выполнена подпись от имени заявленного лица на исследуемом документе и произведены цифровые записи исследуемого документа.
Судебно-техническая экспертиза способна определить способ и давность изготовления документа, установить факт дописки данных в документ и определить подлинность, время и способ нанесения печати на исследуемый документ.
По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные по результатам этих исследований выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы, относящиеся к предмету экспертизы, являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Перед привлечением эксперта к проведению налоговой проверки необходимо убедиться в отсутствии следующих обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности данного лица в результатах проверки:
а) эксперт – физическое лицо является учредителем (участником) или руководителем налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, или иным штатным сотрудником указанного налогоплательщика, либо состоит с должностными лицами проверяемого налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов), либо он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности;
б) эксперт – юридическое лицо является учредителем (участником), кредитором налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, либо указанный налогоплательщик является учредителем (участником) эксперта – юридического лица;
в) других возможных обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности соответствующего лица в результатах проверки.
Эксперт не вправе самостоятельно получать у проверяемого лица или иных лиц требующиеся ему для исследования документы или предметы. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту. Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных статьей 95 НК. Результаты экспертизы в соответствии со статьей 100 НК подлежат обязательному отражению в акте выездной налоговой проверки.
Дополнительная экспертиза проводится только в отношении тех вопросов, которые полностью или частично оставлены без ответа в заключении эксперта, либо даны ответы, которые должны быть уточнены на основе дополнительного исследования.
При необходимости допускается вызов свидетеля в налоговый орган. Вызов производится на основании повестки за подписью руководителя (его заместителя) налогового органа. Повестка вручается под расписку либо направляется заказным письмом с уведомлением о получении.
Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Общие признаки фальсификации документов таковы:
– наличие печатей, которые расположены под одним и тем же углом. Налоговики считают, что это результат распечатки на принтере сканированных печатей. Также это печати, на которых не указано месторасположение фирмы (город, район или регион России), печати без номера свидетельства о регистрации;
– нелогичная нумерация документов, полученных от одного поставщика;
– отсутствие на документах адресов поставщиков или нарушение контрольных чисел ИНН;
– однотипные документы, выданные разными организациями. Например, составленные на похожих бланках, одинаково заполненные и т. д.