июль 8, 2009
Каждый июнь, чтобы подготовить Сабантуй, Софья Закирова на месяц уходит в отпуск. В этом году фольклорный коллектив "Дуслар", которым она руководит, провел целых три праздника –в Бийске, Новоалтайске и Барнауле.
Софья Закирова, организатор татарских праздников на Алтае.
Олег Богданов
– В архивных документах мы нашли, что, оказывается, 85 лет назад, в 1924 году, в Барнауле проходил Сабантуй. Был татарский концерт, ставили татарский спектакль, юрты, работала национальная кухня, – рассказывает Софья Закирова. – А потом праздник исчез – в Угловском районе, в татарском селе Беленьком, старожилы рассказывают, что после войны его уже не проводили.
В новейшей истории края татарский праздник впервые организовали в 1994 году на поляне у кардиоцентра в Барнауле. Потом был парк "Юбилейный", ипподром, но окончательно Сабантуй прижился на стадионе "Лабиринт". Софья Вахаповна признается, что ей всегда хотелось провести праздник, похожий на тот, что был в ее детстве:
– Я росла в татарской деревне в Марий Эл, и с детства Сабантуй остался у меня в памяти. К этому празднику, который обычно проводят после окончания весенне-полевых работ, вся деревня готовилась: стены у домов мыли, старались красивые платья надеть, гостей ждали… За один-два дня до Сабантуя молодежь ходила по домам и собирала призы для конкурсов – в основном давали яйца, а девушки еще и вышивали полотенца для батыров. В городе мы эту часть праздника тоже решили показать, поэтому народ знает: на праздник нужно прийти с подарком, а мы проходим по кругу с песней и их собираем. В Казани на семинаре по Сабантую нам сказали: это очень хороший метод!..
По традиции Сабантуй – это песни, гуляния молодежи, народная борьба куряш, в которой участвуют и дети, и взрослые, разбивание горшка с завязанными глазами, бег в мешках, доставание монет из кефира... Все эти состязания можно увидеть и на наших алтайских Сабантуях. На празднике никогда не бывает спиртного, а татарские угощения организаторы готовят сами. Помимо городов, национальный праздник в крае проводили и в том самом селе Беленьком, где когда-то даже была татарская школа. Сама Софья Закирова училась в такой же и до сих пор прекрасно знает родной язык.
– Сегодня на Алтае мало тех, кто говорит по-татарски, – говорит она. – В основном язык знают взрослые, пожилые. При мечети одно время проводили курсы, но не сложилось. Бывает, меня просят, но я в краевой детской больнице математику веду, времени не хватает. Нам бы очень хотелось Дом дружбы или свой уголок – можно было бы библиотеку, музей организовать. У меня дома полки книг не выдерживают!.. Хотелось бы и наши книги выпустить – об истории мусульман и татар на Алтае.
А еще она пишет стихи на татарском языке и на юбилеях – неизменная тамада. Ансамбль "Дуслар" проводит фестивали татарской песни, организует музыкальные и литературные вечера. Вместе с Софьей Закировой в нем участвуют еще и три ее сестры, а также муж и внучка – поют, бывает, и квартетом, и дуэтом. Софья Вахаповна еще и на баяне подбирает мелодии – русские не складываются, а вот свои выходят хорошо:
– Слушаю записи и потихоньку подбираю музыку или, когда поют наши, иду за ними, стараюсь, хоть нот уже и не помню. Приезжал дедушка-татарин из Семипалатинска, он говорит: у нас грубо играют, за ними идти надо, а ты мягко, за голосом идешь…
В крае действует общественная организация "Центр татарской культуры", а также автономия татар. Всего в крае живет около 9 000 татар.