июль 8, 2009
Новая антиалкогольная кампания в стране может начаться по предложению Общественной палаты. Основные меры: повысить акцизы на алкоголь, запретить его продажу утром, ночью и в выходные, ужесточить штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним, принять уголовную статью за нелегальное производство алкоголя и административное наказание за самогоноварение. О том, что пора бороться с алкоголизацией, заявили и президент, и премьер. В очередном выпуске "Дискуссионного клуба" мы обсуждаем, какие меры могут помочь населению нашей страны избавиться от закоренелой привычки.
Антиалкогольная кампания, антиалкогольная политика нужна. Она есть во всех цивилизованных странах, где существует проблема алкоголизма, – во Франции, Испании, Швеции. В этих государствах уровень потребления алкоголя такой же высокий, как и в России. Только там люди пьют качественные спиртные напитки. Пропаганда здорового образа жизни, формирование культуры разумного потребления алкоголя должны быть в обществе постоянно.
В России необходимы карательные меры, нужно сокращать количество точек, где торгуют крепкими спиртными напитками: их больше, чем в какой-либо стране мира. Торговые точки не должны продавать алкоголь в круглосуточном режиме, это могут себе позволить только бары или рестораны, как это делается во многих других странах. На мой взгляд, ограничения нужно начинать с продажи водки, с количества торговых точек и времени продажи. Это все разумно. Я был в Испании – ну нет там такого, чтобы спиртные напитки были доступны ночью. В девять часов вечера в магазинах их купить просто невозможно. Хочется выпить – иди в бар. Недавно мои знакомые были в Японии, там ограничено и количество баров и ресторанов, где можно выпить крепкие алкогольные напитки.
По моему мнению, государству нужно ограничивать выпуск алкогольной продукции, спиртов, вводить квоты на производство одеколонов, стеклоочистителей. Их же в таком количестве делают – трудно представить! Необходимы жесткие штрафные санкции за производство суррогатной продукции.
Я считаю, тот, кто стал алкоголиком, при любых ограничениях найдет, где и что выпить, а тот, кто не стал, столкнувшись с этими ограничениями, адекватно их воспримет.
От принятых мер, мне кажется, и госбюджет не слишком пострадает. И вообще по-хорошему нужна госмонополия на производство алкоголя в России. Лучше пусть идут деньги в казну только от производства алкоголя высокого качества и по цене, не всем доступной, чем частники будут набивать себе карманы на дешевой не самого лучшего качества продукции.
Я была в деревне главой сельского совета и наперечет знала всех, кто торгует самогоном. Но поймать их в присутствии понятых – это практически нереально. У меня душа болит. Думаю, ведь я же знаю, все знают, что люди гонят самогон и торгуют им. А этого мало. Кричат: "Сделайте контрольную закупку!" Это тоже нереально – потом в деревне этого человека, свидетеля, съедят. И я не знаю, как решить эту проблему, особенно в селе.
Смотрю в местной газете статистику: в нашей деревне за год родилось 16 детей, а умерло 37 человек. С ума сойти! Взять любое село, где много уже пожилых людей, где совсем нет молодежи... Причина вот в чем: стоят девчонки шестого класса, пьют пиво из бутылки, и родители спокойно на это смотрят. "Ну и что, выпила она всего ничего. Два стакана пива – тьфу. Она вон какая худая, может, после пива хоть аппетит появится", – это родители говорят. Они не понимают, что клетки мозга у девчонки уже отмирают.
Наверное, вы видели по телевизору социальную рекламу, в каких странах сколько пьют и как от этого зависят прирост населения и убыль. Россия находится в минусах.
Был же в годы советской власти запрет на алкоголь. И сейчас нужны различные запреты.
Когда я была классным руководителем у первоклашек, готовила среди них опрос для внеклассных часов. Спрашиваю у деток: "Ребятишки, а кто из вас на Новый год или другой праздник пил шампанское?" Все подняли руки, а один нет. Думаю: "Умница!" Говорю: "Костик, ты никогда не пил шампанское?" "Нет, я только водку и самогонку", – ответил мне Костик. Первый класс! Дети шести лет.
Есть одно восьмистишие, которое я не смогу дословно сейчас прочитать, но смысл донесу. 1941 год. …У смерти на краю, рядом с трупом мамы и сестры, мальчишка перед фашистом: "Не убиваете меня, дядя, я вам про зайчика спою". Наше время. Ребенок кричит в детском саду: "Не отдавайте меня маме!" Мне страшен этот детский крик. Кто за него ответит? Ответит ли за него кто-нибудь?
Я хочу сказать, что все инициативы по запрету на алкоголь для несовершеннолетних нужны и в большом количестве. Для них даже больше, чем для взрослых.
Сама идея антиалкогольной кампании или каких-либо акций мне не близка. Большую работу надо делать планомерно и комплексно. Всемирная организация здравоохранения уже давно предложила три уровня профилактики алкоголизма. Первый включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Профилактику нужно начинать с детей. Вторичная профилактика алкоголизма направлена на людей, которые уже употребляют алкоголь. Здесь важно знать, почему человек это делает, понимать корни алкоголизма. Третичная – оказывает квалифицированную помощь людям, больным алкоголизмом. Нужно отталкиваться от этой формулы.
Да, существуют определенные проблемы: устанавливается монополия на производство качественной алкогольной продукции – и сразу же увеличивается производство нелегального суррогата, происходит снижение спроса на дорогой продукт. Но это проблемы решаемые. Нужно только подходить к их разрешению, еще раз повторюсь, планомерно и комплексно.
Самое первое, что необходимо сделать, это запретить производство не пива, а слабоалкогольных напитков, тоников, которые в огромных количествах пьют наши подростки, молодежь. Пьют – и очень быстро становятся алкоголиками.
У нас все время происходит попытка бороться с неким химическим веществом – с алкоголем. И нет понимания, что трагедия происходит в первую очередь с конкретным ребенком, скажем, Ваней Петровым. Вместо того чтобы осмыслить, почему эта конкретная трагедия происходит с конкретным ребенком, конкретным человеком, а не с детьми, не с людьми вообще, мы время от времени начинаем кричать о национальной беде и думать, что же нам предпринять в общенациональном масштабе. Причина алкоголизма несовершеннолетнего не в том, что ему продают алкоголь в ларьке. Хотя и это надо пресекать. Причина в том, что он почему-то идет в ларек и почему-то покупает бутылку. И если мы не пытаемся понять это почему, а пытаемся бороться с ларьками, торгующими пивом, спасения нации у нас не получится.
Рассуждения о детском алкоголизме бессмысленны, если мы не говорим о трагедии каждого отдельно взятого ребенка. В решении проблемы детского, подросткового алкоголизма нет никакого бинома Ньютона, нет здесь никакой трудности: а как же нам с этим быть, что делать. Нам предстоит работа в поте лица, и эту работу нужно делать.