июль 14, 2009
Летниеканикулы в самом разгаре. Но родители лицеистов средней школы №100 озабочены отнюдь не организацией отдыха своих детей. Сейчас их волнует другой вопрос: смогут ли ихчада вернуться в любимую школу 1 сентября?
Школа.
Анна Зайкова
По признанию педагогов, в последнее время атмосферу в школе сложно было назвать благоприятной: многочисленные проверки, раскол коллектива, увольнения... Камнем преткновения в сложившейся ситуации многие считают резкое расхождение во взглядах педагогических составов. А их в школе два: педагоги бывшего лицея "Грани" (в 2007-м лицей перешел в школу № 100, а дополнительное образование и родительские консультации стали проходить на базе Центра дополнительного математического образования (ЦДМО) и Центра развития "Грани), другой – педагоги-старожилы сотой школы. Немудрено, что у каждого коллектива свои лидеры и свои подходы к обучению. На протяжении двух лет они мирно сосуществовали, но весной 2009 года на взаимопонимании был поставлен крест.
– Члены коллектива школы № 100 начали жаловаться в различные инстанции на то, что мы работаем на незаконных основаниях, – рассказывает Дмитрий Оскорбин, директор Центра дополнительного математического образования. – В какой-то момент мы с Еленой Германовной (директор Центра развития "Грани". – Ред.) решили уволиться, но по просьбе родителей пока продолжаем работать.
Позиция оппонентов довольно жесткая: коллектив "Граней" должен покинуть стены школы.
– Люди работают на нелегитимных основаниях, – убеждена Анна Лукьянова, педагог СОШ № 100. – У них нет лицензии, а мы хотим, чтобы все было законно.
В апреле инициативная группа коллектива школы составила письмо в комитеты по образованию Алтайского края и Барнаула с изложением нарушений, которые, на взгляд педагогов, были допущены в организации деятельности "Граней". Для привлечения в лицей детей якобы использовались фальсифицированные документы, ученики не подтверждали своих знаний по результатам ЕГЭ, педагоги проявляли агрессивное отношение к детям и т. д.
Правда, впоследствии оказалось, что далеко не все разделяют точку зрения борцов за закон и порядок: спустя несколько дней большинство педагогов отозвали свои подписи из заявления.
Однако череды проверок избежать не удалось. В результате в деятельности СОШ № 100 и "Граней" был выявлен ряд нарушений. Прокуратура Индустриального района вынесла постановление возбудить производство об административном правонарушении Центра развития "Грани"" и Центра дополнительного математического образования. Суть претензии в том, что первая организация осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения, вторая – с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Административный штраф – от 30 до 50 тысяч рублей. Придется ли руководителям "Граней" выплачивать эти деньги, должен решить краевой арбитражный суд.
– Неужели нельзя было решить вопрос другим путем? – недоумевает Ирина Рощина, мама выпускника второго класса "Граней". – Получается, что в качестве штрафа за нарушение из кабинетов заберут стулья, парты и оборудование, купленные на родительские деньги. Ведь это и составляет имущество юридических лиц…
Родители учеников "Граней" единогласно заявляют, что в случае увольнения руководителей и закрытия центров они заберут детей из школы № 100.
"Нас не интересуют те формальные бумаги и документы, которые прежде всего требуют надзорные органы, – пишут в своем обращении к губернатору мамы и папы. – Нас интересует качество знаний и уровень квалификации педагогов, которые мы нашли именно у педагогов „Граней“".
Группу педагогов сотой школы подобные заявления не пугают.
"…3 марта 2009 года состоялось общее собрание трудового коллектива, на котором обсуждался вопрос о целесообразности продления аренды Центра дополнительного математического образования, – пишут педагоги. – Было принято решение не продлять аренду школьных площадей с 30 июня 2009 года. (…) Мы понимаем, что с выбытием лицея „Грани“" финансовое положение школы ухудшится, уменьшится зарплата, видимо, будут сокращения, но тем не менее мы готовы пойти на эти жертвы".
Почему все проверки были организованы краевым управлением по образованию? Почему после проверок школе № 100 предложили устранить найденные нарушения, а нарушениями "Граней" сразу занялась прокуратура? Почему 150 семей должны cрочно искать для своих детей другую школу? Эти и другие вопросы волнуют родителей до сих пор. Материалы дела переданы в суд, и чем закончится начавшийся процесс, пока неизвестно. Правда, Александр Ремез, директор СОШ № 100, дает оптимистические прогнозы:
– Центр дополнительного математического образования и Центр развития "Грани" продолжают работу, договор аренды есть, все функционирует. Коллектив сотой школы к конфликту не причастен, все происходило по инициативе группы лиц. "Грани" должны существовать, они необходимы и востребованы.
Центр дополнительного математического образования – это общественная образовательная организация. С родителями мы сотрудничаем на основании договора, составленного по форме Минфина. В нем указано, что платными являются услуги по программам "Дополнительные главы школьного курса математики" и "Нестандартные задачи по математике и алгоритмике", на которые есть лицензия. Остальные занятия (по журналистике, театру, игре в шахматы и так далее) проводятся с детьми бесплатно и по желанию. Я уточнял в центре по лицензированию, требуют ли данные услуги специального разрешения, мне ответили, что нет. Так что мы свою правоту готовы доказать! Наняли адвоката, который будет отстаивать наши интересы в суде. Также было направлено обращение родителей в различные инстанции, в том числе в арбитражный суд и краевую прокуратуру. Посмотрим, какое решение вынесет суд.
На 14 июля по делу Центра развития "Грани" назначен суд. Люди, которые на нас пишут жалобы, пытаются доказать, что мы берем деньги с родителей за обучение детей в первом и втором классах. На самом деле это не так. В договоре написано, что родители платят деньги за дополнительные развивающие услуги.
Трое выпускников структурного подразделения СОШ № 107 "Лицей „Грани“" в настоящий момент являются студентами МФТИ, пятеро учатся в НГУ. Ежегодно ученики ЦДМО получают высшие награды и первые места на районных и городских олимпиадах по математике, становятся обладателями дипломов на олимпиадах всероссийского уровня.