"Ледь" намерена построить пивоваренный завод за 5 млн. евро

июль 10, 2009

Барнаульское предприятие "Ледь", специализирующееся на выпуске питьевой воды и безалкогольных напитков, заявило о намерении построить совместно с немецкой компанией Avendo/KB TreuConsult пивоваренный завод стоимостью 5 млн. евро. Инициаторы проекта говорят, что мощность завода в Первомайском районе составит 1 млн. дал пива в год, а новый "пенный продукт" выйдет на рынок уже летом 2010 года. Представители местной пивоваренной отрасли полагают, что учредители "Леди", перед которыми стоят финансовые, управленческие и маркетинговые риски, "испытывают излишний оптимизм".

Генеральный директор компании "Ледь" Владимир Киреев (на фото – слева) ясно видит, как построить пивзавод. Харальд А. Гшвинд (в центре) и Кристофер Церб из Avendo/KB TreuConsult готовы в трудную минуту помочь ему материально.
Павел Водопьянов

Особенности проекта

Местом расположения завода, строительство которого планируется начать осенью, станет село Боровиха Первомайского завода. В компании "Ледь" говорят, что специально для размещения нового пивоваренного предприятия в Боровихе ранее был приобретен земельный участок площадью
7 га с коммуникациями, подстанцией, котельной, скважиной и фильтрационными полями. "В городе аналогичный участок обошелся бы значительно дороже, – отмечают инициаторы проекта. – Кроме того, в городе попытка получить согласование на подключение к коммунальным сетям могла бы занять до двух лет".

Инвестиционный проект планируется реализовать в кратчайшие сроки и уже к лету 2010 года вывести на рынок новую пивную марку. В качестве организационно-правовой формы предприятия выбрано ООО, доли будут распределены между российской и немецкой сторонами в соотношении 50 на 50. Предполагается, что эта пропорция будет выдержана и при финансировании строительства завода стоимостью 5 млн. евро. "Причем, если у участников проекта возникнут проблемы с финансированием, немецкая сторона гарантирует возможность получения долгосрочного кредита под приемлемые проценты в одном из европейских банков", – отмечают в компании "Ледь". На нее возложены обязательства по строительству завода, подбору персонала, организации производства и осуществлению самого процесса выпуска пива. "Консалтинговая и инвестиционная компания Avendo/KB TreuConsult обеспечивает финансовую стабильность проекта, предоставляет технологии и будет осуществлять контроль качества", – уточнили на барнаульском предприятии. В настоящее время идут переговоры с одним из производителей пивоваренного оборудования. Расчетный срок окупаемости проекта – три–пять лет.

О самой продукции, которую планируется выпускать на заводе в Боровихе, инициаторы проекта пока говорят более обобщенно: "Еще не решено, будет ли это немецкая или русская марка. Но в основу приготовления сортов пива ляжет традиционная немецкая рецептура. По мнению инвесторов, это поможет новому продукту занять место в премиум-сегменте, преимущественно в секторе HoReCa (предприятия общественного питания – пивные бары, рестораны и кафе)". Говоря о предполагаемой модели вывода на рынок новой продукции, Елена Щуревич, пресс-секретарь компании "Ледь", отметила: "Здесь мы ничего нового не предложим. Основной идеологией в продвижении продукта будет принцип: пиво варим не для себя, а для клиента. Цель – удовлетворить потребности любителей пива как в качестве, так и в цене, обеспечить доступность продукта".

Первая реакция

На "Барнаульском пивоваренном заводе" ("БПЗ") возможное появление нового игрока на местном рынке прокомментировали сдержанно. "Мы рады за компанию "Ледь", что в условиях кризиса, который внес определенные коррективы в развитие нашего рынка, она предпринимает такие кардинальные шаги, привлекает иностранных инвесторов и находит возможности для создания в крае новых рабочих мест, – говорит генеральный директор "БПЗ" Александр Зыбин. – Вместе с тем я полагаю, что в "Леди" испытывают излишний оптимизм. У нашего предприятия есть опыт реконструкции, и он показывает, что столь масштабные проекты очень сложно реализовать в течение года. Те результаты, которые там планируют получить к 2010 году, возможны, но при очень значительных усилиях. Это касается как финансовой, так и управленческой составляющей".

Александр Хлыстов из пивной компании Bladbacher: "Спроектировать завод на 1 млн. дал литров в год и вложить в проект 5 млн. евро, но ориентироваться преимущественно на HoReCa да еще и со стоимостью пива под "премиум"? Сомневаюсь, что это действительно так". "Что касается рисков, то сегодня сложно спрогнозировать благополучность финансовой ситуации лета следующего года, – продолжил
г-н Хлыстов. – Учитывая, что запуск производства летом 2010 года выглядит нереальным по причине дефицита времени, то выходить на рынок придется зимой, что не есть хорошо для "народных" сортов". По его мнению, риски перед инвесторами данного проекта стоят стандартные – ошибки в маркетинге, недостаточное финансирование и проблемы с качеством продукции.

По мнению директора "Бочкаревского пивоваренного завода" Вадима Смагина, пивной рынок в настоящее время перенасыщен. "При этом более 95% рынка занимают пять федеральных компаний. И доля других участников постепенно снижается, – говорит г-н Смагин. – Заходить с нуля в этот бизнес – это очень большой риск. Чтобы окупить завод мощностью 1 млн. дал, нужно иметь высокорентабельный продукт. То есть данное пиво должно занять достойное место в высоком ценовом сегменте. В Барнауле сделать это будет тяжело".

"Буквально год-полтора назад продажи качественного пива класса премиум росли и имели хорошие перспективы. Финансовый кризис серьезно ударил по этому сегменту. Только для того, чтобы вернуться на прежний уровень, потребуется не менее двух лет. И это при благоприятном стечении обстоятельств. Будем надеяться, что видимый специалистами свет в конце тоннеля не является миражом", – резюмировал Александр Хлыстов из компании Bladbacher.

Харальд А. Гшвинд,
учредитель компании Avendo/KB TreuConsult:

Проект готовился больше года. Мы изучили ситуацию на пивоваренном рынке России, в частности в Алтайском крае, и пришли к выводу, что пивной рынок растет и будет продолжать расти еще 5–10 лет. Сегодня Россия, и Сибирь в частности, отстает от европейских стран по объему производства пива на душу населения. Мы выбрали Алтайский край, потому что здесь немало экологически чистых территорий. Кроме того, край находится в сердце Сибири – есть возможность осуществлять торговлю как с Западно-Сибирским регионом, так и с Восточной Сибирью. Немаловажную роль сыграло и то, что в Алтайском крае мы нашли партнеров в лице учредителей компании "Ледь". Мы познакомились с деятельностью компании и посчитали для себя возможным стать ее партнерами в этом проекте.

Александр Седаков,
учредитель компании "Ледь":

Партнерство с немецкой компанией гарантирует стабильное развитие проекту, а также позволит использовать неоценимый опыт пивоварения, накопленный в Германии. В перспективе пивоваренное предприятие планируется расширить, дополнив линией розлива питьевой воды и напитков. Немаловажно и то, что новое предприятие даст более 100 рабочих мест, что очень актуально сегодня для алтайских сел.

Что мы знаем о компании "Ледь"

Компания "Ледь" образована в 1997 году. В 1998 году была выпущена первая продукция – минеральная вода "Студеная" и безалкогольные газированные напитки "Ледь". В дальнейшем ассортиментная линейка предприятия пополнилась сокосодержащими напитками "Бумс!", обогащенной йод-селеном и фтором водой "Студеная", обогащенными клетчаткой напитками "Бумс Актив", а также питьевой водой "Ледь" в полиэтиленовых пакетах и т. д.