Желая сэкономить, люди потянулись в секонд-хэнды и стоки

июль 15, 2009

Первое правило торговли уцененной одеждой: помещение нужно выбирать недорогое и желательно на окраине города. Но в последнее время в больших городах, в том числе и в Барнауле, его стали нарушать. Крупные дисконт-центры открываются в центральных районах города, там, где аренда "кусается". А секонд-хэнды и стоки, которые раньше прятались по подворотням, можно встретить на "красной линии".

Дешево и много: по такому принципу работают в дисконт-центрах.
Олег Богданов

Практика: "Выкинул и другие надел"

Продавцы магазинов, торгующих уцененной одеждой, говорят: "Люди к нам идут, идут и идут".

– С начала кризиса число покупателей резко упало, – говорит Ирина Рыжова, руководитель отдела дисконт-центра "Лимон". – А в последние два-три месяца их становится все больше и больше. Причем покупатели самые разные, с различным достатком.

Татьяна Головина, хозяйка секонд-хэнда на Красноармейском проспекте, отмечает, что среди клиентов стало больше людей с достатком выше среднего.

Постоянные покупатели таких магазинов тоже заметили: у прилавков теперь тесно.

– Качество, конечно, не всегда радует, и нужно потратить время, чтобы найти хорошие вещи. Но привлекают цены, – говорит Наталья, одна из покупательниц дисконт-центра "Фэмили".

– В фирменных магазинах такие же джинсы, той же фирмы в три раза дороже! – говорит клиентка одного из секондов.

– В дисконт-центре можно купить пять джинсов. Если одни порвутся, не жалко, выкинешь и другие наденешь, – делится мнением еще одна покупательница.

Теория: "Заразились экономией"

Что происходит? Виктор Беляев, заведующий кафедрой экономики предпринимательства и маркетинга Алтайского госуниверситета, объясняет: в кризис перестают работать одни экономические законы и начинают действовать другие.

Например, заработал "закон Грешема".

– Этот закон в XVII веке вывел англичанин Томас Грешем. Правда, он касается не товаров, а денег, – рассказывает Беляев. – Суть в том, что "плохие" деньги во время инфляции вытесняют "хорошие". Во времена Грешема использовали термин "порча денег", которым объясняли желание власти переливать золотые или серебряные монеты, делать их тоньше, сохраняя номинал. Так вот сейчас, в условиях экономического кризиса, плохие товары начинают вытеснять хорошие.

С другой стороны, перестало действовать одно из положений экономической теории о том, что потребности человека безграничны.

– Те люди, которые предлагают товар по неадекватно высоким ценам, действуют как раз согласно этому положению, – говорит Виктор Беляев. – Им хочется заработать как можно больше на желании других потратить как можно больше. Цены на многие товары чрезвычайно завышены, причем не потому, что они действительно столько стоят, а потому что на них, допустим, определенный лейбл. И если в стабильное время люди готовы покупать "пузыри", то в кризис они перестраиваются. Даже люди с высоким достатком заражаются общей тенденцией экономить на всем. В итоге те фирмы, которые ориентировались на безграничные потребности и планировали прибыль, в десятки раз превышающую затраты на производство, переживают сейчас не лучшие времена, а те, кто почувствовал, что лучше продать больше, но по адекватной цене, умудряются даже зарабатывать!

Что-то подобное было в нашей стране в 1998 году, и это хорошая тенденция. У предприятий есть стимул производить товар, который людям по карману, а самим сверхдоходов не планировать. Но для того, чтобы это пошло на пользу экономике, нужно еще одно условие. Кто-то из древних экономистов сказал, что для процветания страны нужно, чтобы в ней было много бедных тружеников. В Китае, например, таких людей много, а у нас – мало. 

Справка

29 рублей стоят женские трусики в одном из дисконт-центров Барнаула, от 59 рублей – майки и футболки, от 150 – джинсы.

"Сток" в переводе с английского – "товарный или складской остаток". Одежда сток – это нераспроданный товар из прошлых коллекций, который по качеству не уступает новым вещам, а стоит дешевле.

"Дисконт" в переводе с английского – "скидка". Прием, который предоставляет возможность продавцу увеличить объем продаж.

"Секонд-хэнд" в переводе с английского – "вторая рука". Вещи, одежда и обувь, уже бывшие в употреблении и уцененные по этой причине. 

Первые магазины сток появились в Европе несколько десятков лет назад. В России в советское время встречались секонд-хэнды, по-нашему – комиссионки. Стоки и дисконты стали появляться после кризиса 1998 года. В Европе, США и России количество магазинов таких форматов постоянно растет. Самые известные европейские магазины – итальянский "Дисконт", сети США "Все за $ 1", Dollar General и Family, французский "Тати" и т. д. 

Жизнь одежды сток

1. Новая коллекция одежды приходит в магазин, ее продают по установленным ценам.

2. В конце сезона на часть непроданной одежды дается небольшая скидка.

3. Оставшаяся одежда при желании владельцев магазина отправляется в организацию, которая скупает непроданный товар в разных магазинах и сетях.

4. Одежда попадает в специализированный магазин сток.