август 5, 2009
Андрей Никитин
И все-таки я верю в лучшее, и что все у нас будет зашибись. Почему? Я в конце скажу…
Сидишь в самолете, мотор гудит, стюардессы улыбаются, даже плед дали, чтобы тебе холодно не было. А не взлетаем. Стоим. Час стоим. Вон техники побежали. Нет, не от самолета с ужасом, а деловито по самолету. Извинения от командира корабля – сбивчиво по-русски, кашеобразно по-английски. В общем, что-то случилось, не волнуйтесь, но надо покинуть самолет. Тьфу!..
Три раза в жизни у меня по-крупному задерживали рейс. Ну, бывали мелкие задержки – не считово. Кто-то поопытнее из пассажиров узнает про те три, что я описывают, рассмеется, тоже посчитает мелкими. Но для меня более пары часов задержки – уже событие.
Первый раз было в 1989 году. Аэропорт Тбилиси. Долго сидели в порту. Рейс откладывали и откладывали. Спустя три часа пустили на борт, но еще два часа не взлетали. По салону туда-сюда изредка проходили вооруженные летчики ("Макаровы" в кобурах на боку), что-то нервно тихо говорили стюардессам…
Никто ничего не объяснил, так и полетели потом. Чего стояли, что случилось, как, куда, ау? Никаких тебе представителей авиакомпании, никаких предложений компенсации, все сурово. Сидишь? И сиди. Времена такие были. Разные подонки под прикрытием политической борьбы самолеты угоняли. А еще лето же 89-го, Грузия бурлит, перекрывает трассы, блокирует железную дорогу, курортники опаздывают к самолетам-поездам. Кто его знает, может что-то такое было с самолетом. Кто-то бы извинился тогда? Гы-гы-гы! Да, и покормить забыли. Ну, так, стюардесса-грузинка мило улыбалась и что-то невнятно врала про забытый груз в аэропорту. Всего-то семь часов лету после пятичасового ожидания… Времена суровые были, не только захватами самолетов политически боролись, но еще и воровством на рабочем месте крепили борьбу ;-)
Второй раз случилась задержка в 2001 году. Летели по работе в Ростов. Сидим в аэропорту Новосибирска, ждем самолета из Нерюнгри (Якутия). Ну, вот так он зигзагами летает: Нерюнгри-Новосибирск-Москва-Ростов. Сидим, ждем. Нет самолета. Посидели часика четыре. Опять-таки никто не вышел, ничего не сказал, не извинился. Сели на борт. Там пьянка идет. Вахтовики – огроменные мужчины с медвежьими лапами и соответствующими лицами по-черному допивают остатки самолетного бара – буквально до капли вытрясают себя этими лапами (палец толщиной с милицейскую дубинку) миниатюрные бутылочки с коньяком. Свое уже все допито давно. Спрашиваю соседа по полету, что выглядит не таким наконьяченным: "А что случилось?" Он и поведал, как их завели в самолет, а потом что-то не так пошло и давай техники прямо тут же в одном из моторов ковыряться. А народ из самолета не выпустили. Так у них на глазах и ковырялись. Ну что тут делать для храбрости пассажиру, даже такому закаленному, как вахтовик? Пить.
Третья задержка – в ночь со 2 на 3 августа 2009 года. Москва. Предыстория написана в первом абзаце. Дальше нас вывезли в аэропорт. Промариновали час. А еще несколько самолетов других компаний задерживают. Ну, думаю, август же, фильм ужасов "КрасЭйр возвращается"… Объявили, что с нами будет встречаться представитель компании. Ну, думаю, теперь точно полный "КрасЭйр". Девушка милая попалась, начал мирно объяснять что-то, но народ ей сразу с разных углов криком: "Гостиницу предоставите? Когда кормить будете? Компенсацию как получить?" Девушка не выдержала, тоже нахамила, убежала.
Проходит еще время, опять зовет девушка. Подходим. Те же вопросы. Хотя, как-то ленивее все, ибо дома уже, кажется 6 утра, а ты не спамши, не емши и уже душ бы принять. Ну ладно, не отвечает на эти вопросы, говорит, скоро улетите. Ну, еще проходит время, точно, улетаем.
Девушка извинилась, командир извинился, стюардессы виновато глазки воротят. Да, хамовато вышло, компенсаций никаких, хотя бы конфетами ;-) Но! Смотрите, какой прогресс! В первом случае – все жестко: сиди и не дрыгайся. Во втором случае, жестко, конечно, но, по крайней мере, хотя бы бар в самолете уже завели и с пистолетами пилоты не бродят. А в третьем – вообще почти проходной балл. Пусть "троечка", но это тоже оценка, ее заработать нужно.
Я оптимист. Я верю в нашу страну и в наш народ. Нас только не дергать бы из стороны в сторону, мы потихоньку сами всему научимся. Ведь какой контраст – каких-то двадцать лет, а все иначе. И пусть в кафе после зоны регистрации 200 граммов супчика стоят 300 рэ, зато они есть в ночь, в полночь, а вот в 89-м мы так ничего в буфетах аэропортов, куда приземлялись, не находили – ночь, буфеты не работали!
Мы чертовски быстро меняемся! Честное слово. Вот посмотрите, другие от феодализма до капитализма столетиями шли. А у нас 20 лет, а какой прогресс!