август 6, 2009
Операторам розничного рынка ГСМ, в отношении которых в настоящее время УФАС по Алтайскому краю рассматривается дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, "грозят" многомиллионные оборотные штрафы. Всего по России по 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 миллиардов рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании.
ОАО "ТНК-ВР Холдинг" - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО "Газпром нефть" - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО "ЛУКОЙЛ" - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО "НК "Роснефть" - 1 508 688 396,37 рублей
В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.
Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки контролируются крупнейшими российскими нефтяными компаниями. Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков.
Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам. В случае выявления необоснованного роста цен управления ФАС России возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов.
Изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен. Также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.