август 12, 2009
В этом уверен Александр Захарченко, директор компании "Алтайская кладовая". Уникальное производство. Фирма специализируется на переработке грибов и ягод и поставляет дары алтайского леса по всей стране. Даже в Италию и Францию экспортировали. Расширили ассортимент, освоили производство плодово-ягодных нектаров и соков из местного сырья. Все бы замечательно, если б не потрясения в экономике…
Анна Зайкова
– Знаете, этот год как будто издевается, – говорит Александр Захарченко. – Грибов и ягод очень много, и если бы финансовые возможности позволяли, мы бы, наверное, удвоили объемы закупа и производства. Но с деньгами в этом году напряженка.
Закупочные цены на грибы и ягоды в этом году гораздо ниже, чем в прошлом. Да и планы по закупу пришлось серьезно скорректировать. Заготовка лесных даров – процесс затратный. К примеру, объемы закупа только белого гриба могут достигать 200 тонн в месяц. Обычно сырье приобретается на кредитные деньги, а кредиты с прошлого года существенно подорожали. Увеличилась и задолженность торговых сетей.
– Ладно бы еще отсрочки платежей, в контрактах мы оговариваем их сроки, но в этом году мы столкнулись с просроченной задолженностью со стороны отдельных торговых сетей, – поясняет Захарченко. – Кредитуем даже в больших объемах, чем осенью прошлого года. Заплатив входной бонус в некоторые сети, мы так и не смогли его окупить.
Производят в компании и сушеные, и маринованные грибы, быстрозамороженную продукцию, плодово-ягодные соки и нектары под брендом "Сибирская кладовая". Год назад собственники компании вместе с партнерами из других регионов обсуждали возможности запуска в производство линейки плодово-ягодных джемов. Но разразился кризис.
Натуральные грибочки русскому человеку все-таки ближе и вкуснее, чем те, что поставляются из Китая. А ими трудолюбивые китайцы наводнили прилавки продовольственных магазинов. Более того, по словам Захарченко, переработка грибов, пожалуй, самое рентабельное направление компании.
– Если взять наш лесной опенок и китайский шии-таке, выращенный на куче опилок, то при внешней схожести это абсолютно разные грибы, – утверждает он. – Здесь масса нюансов – запах, вкус, биохимический состав. Одно время компания интересовалась возможностью выращивания грибов, но оказалось, что белый гриб или, к примеру, лисичку, как шампиньоны, не вырастишь.
Интересная подробность. Жители Америки по грибы не ходят, нет такой культуры. Зато белый гриб пользуется спросом уже по той причине, что в этой стране проживает огромное количество выходцев из России. Ну не лежит душа у них к шампиньонам.
– Экспортные поставки замороженных грибов за рубеж были весьма перспективным направлением, однако процедура, связанная с оформлением партий лесных даров, в этом году стала более сложной и запутанной, – сетует Захарченко. – Зато у алтайских грибочков неплохой потенциал внутри страны. Алтайский край, Республика Марий Эл, Томская, Архангельская области – вот, пожалуй, и все регионы, где сегодня активно развивается заготовка грибов.
И еще один нюанс. На территории Сибирского федерального округа существует лишь два "грибных" бренда, другие компании, а их в Сибири около двух десятков, лишь поставляют сырье в Москву и Питер, не вкладывая средств в раскрутку собственных торговых марок.
Существуют различные приметы, позволяющие определить, будет ли год грибным, но, как показывает практика, доверять им то же самое, что и полагаться на предсказания в гороскопах. Считается, чем больше снега зимой, тем раньше появится белый гриб. В этом году снега было много, но первая волна опоздала на месяц. В прошлом году мы принимали белый гриб уже в конце мая.
Компания "Алтайская кладовая" специализируется на закупе и переработке грибов и плодово-ягодных культур. Располагает стационарными заготовительными пунктами в Барнауле, Крутихинском и Волчихинском районах. Штат сотрудников – около 50 человек, в сезон увеличивается до нескольких сотен работников.
Сырье, которое компания использует для переработки, поступает не только из леса, но и с приусадебных участков, из плодопитомников. К сожалению, эти сферы деятельности не попадают ни в одну из программ господдержки.
– У нас заключены договоры с несколькими десятками крупных заготовителей, но у каждого из них есть своя сеть, есть и такие, кто обслуживает до тысячи сдатчиков, – утверждает Захарченко. – Достаточно сказать, что грибы и ягоды на переработку привозят не в лукошках и ведрах, а целыми фурами.
Для жителей малых сел кроме пенсий, пособий и коровы-кормилицы сбор грибов и ягод – это один источников заработка и повышения благосостояния. Чем заготовка хуже работы в ЛПХ? В принципе есть над чем подумать, чтобы улучшить жизнь на деревне.