А у вас сохранился ваучер?

август 14, 2009

17 лет назад, 14 августа 1992 года, президент России Борис Ельцин подписал постановление "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации", которое дало старт чековой приватизации. Населению бесплатно раздавались ваучеры. Номинальная стоимость одного составляла 10 тыс. рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 млрд. рублей, на эту сумму и были изданы ваучеры. Реальная их рыночная стоимость колебалась в широких пределах в зависимости от компании, чьи акции приобретались, а также от региона, где это происходило. Большинство жителей не знали, что делать с ваучерами, и продали их перекупщикам либо вложили в фонды, которые спустя короткое время приказали долго жить. Газета "Ваше дело" поинтересовалась у читателей судьбой их ваучеров.

Дмитрий Кошкарев,
председатель Союза предпринимателей Заринска:

Все свои ваучеры и ваучеры своей жены я вложил в акции "Газпрома". Теперь получаю три рубля в год.

Валерий Леонов,
генеральный директор компании "Евробус":

Когда в России проходила чековая приватизация, я был молодым и особо не задумывался над тем, что можно сделать с ваучерами. Поэтому десять штук, собранные со всей семьи, были проданы. Семье нужны были деньги.

Ольга Ставила,
председатель Общественного совета при главе Ельцовского района:

Я сейчас даже и не знаю, где они. Возможно, до сих пор где-то дома лежат. Потому что мы их никуда не реализовывали. И вообще не знали, что с ними делать. Слышали про какие-то фонды, но это же надо было в Барнаул ехать. Некоторые люди у нас в районе меняли ваучеры на различные продукты, вещи.

Татьяна Данилова,
председатель Общественного совета предпринимателей
при главе Калманского района:

Нет, у нас в семье не сохранились. Я сдала свои два ваучера в компанию "Олби-Дипломат", а муж один ваучер  — в компанию "Афганец". Ему примерно в течение года хотя бы приходили какие-то письма, где сообщалось что-то вроде: вложите такую-то сумму и будет вам прибыль. Я же о своих ваучерах больше и не слышала. Так что, по сути, они нам не пригодились. Да и вообще сомневаюсь, что они могли кому-то какую-то пользу принести. У нас примерно в то время проводилась приватизация быткомбината, на котором я работала. Мы хотели его приватизировать, но ваучеры за это не принимали.

Клара Хасанова,
директор сети магазинов "Книги":

Как раз тогда я начинала собственное дело и пошла на курсы учиться. Там нам и подсказали, как правильнее распорядиться своими ваучерами, куда обратиться, чтобы приобрести на них акции. За один ваучер я получила девять акций одной компании, еще за два — одну акцию другой. В итоге я сегодня являюсь акционером двух алтайских предприятий.

Валерий Костырко,
руководитель "Бийской консалтинговой компании":

Нет, не сохранил. Вложил в "Сургутнефтегаз". Толку никакого. Кинули, конечно. Это была грамотно выстроенная пирамида в пользу тех, кто находился в пределах Садового кольца и обладал необходимой информацией.

Александр Орлов,
руководитель хозяйства "Искра" (Топчихинский район):

Нет. Чековая приватизация проходила так давно, что сегодня я даже не помню, куда дел свои ваучеры. Конечно, спустя время мы понимаем, что это была великая комбинация. Но в тот период не восприняли ее всерьез. Знай тогда о ее последствиях, я бы распорядился своими ваучерами не так легкомысленно.