август 21, 2009
Индивидуальный предприниматель Альберт Лунев предъявил иск на сумму 5 млн. рублей к заринской компании "Эль-Пиво". Он требует прекратить использование конкурентом словесного и графического обозначений BLAGBACHER, а также BLADBACHER. Владелица же заринской пивоварни Алла Калачик считает претензии барнаульского предпринимателя необоснованными. По ее словам, Альберт Лунев завладел торговой маркой не совсем честным путем.
В июне 2005 года в СМИ была растиражирована информация о том, что в Заринске открыто новое пивоваренное производство, которое планирует выпускать напиток под торговой маркой BLADBACHER. Тогда говорили, что этот товарный знак разработан специально для "Эль-Пиво" одним из лучших пивоваров Европы – Золтоном Репаши. Руководитель предприятия Алла Калачик в тот момент отмечала, что на начальном этапе будет выпускаться до 500 тонн пива в год, а затем этот объем увеличится до 1,2 тыс. тонн. Но сегодня заринская компания утратила свое исключительное право на узнаваемое обозначение BLADBACHER.
Спор между "Эль-Пиво" и Альбертом Луневым возник в прошлом году, именно тогда предприниматель стал правообладателем товарного знака BLADBACHER. Ранее все права на торговую марку принадлежали Александру Хлыстову, сотруднику "Сибирской производственно-торговой компании" (СПТК), в которой Альберт Лунев является генеральным директором.
"Подготовка к выходу на пивной рынок шла очень скрупулезно. Мы посещали специализированные выставки, изучали опыт других пивоварен, а также разрабатывали подходящий брэнд. Во время такой серьезной работы наш родственник, зять снохи, Александр Хлыстов вдруг зарегистрировал торговый знак BLADBACHER на свое имя. Сначала у нас не вызвала опасения такая ситуация", – рассказала Алла Калачик. И продолжила: "Когда мы начали варить пиво, Александр Хлыстов решил попробовать вывезти партию напитка в Барнаул и там его реализовать. После удачной попытки он начал это делать регулярно. Наши отношения строились исключительно на устных договоренностях, никаких контрактов мы не подписывали". Алла Калачик неоднократно предлагала родственнику продать ей марку, но он отказывался. Владелица пивоварни только взяла с него расписку о том, что знак не будет продан третьему лицу.
Но в 2008 году собственником товарного знака стал Альберт Лунев. Кроме того, он открыл ресторан – пивоварню BLADBACHER и начал варить пиво под одноименным брэндом. В итоге в торговых точках Барнаула появилась продукция различных производителей, но выпускаемая под одной маркой. После претензий со стороны нового правообладателя знака "Эль-Пиво" подало заявку на регистрацию нового торгового знака BLAGBACHER, и на этикетках появилось обозначение с разницей в одну букву.
"Александр Хлыстов разработал и зарегистрировал на свое имя торговый знак BLADBACHER, а также на первоначальном этапе помог раскрутить его на занятые у меня деньги. Между ним и собственниками заринского предприятия была устная договоренность о том, что, после того как брэнд начнет приносить прибыль, "Эль-Пиво" выкупит его", – прокомментировал "ВД" Альберт Лунев. Заринские пивовары, по его словам, отказались сотрудничать с Александром Хлыстовым, а он в свою очередь не мог рассчитаться со своим кредитором. Поэтому ему пришлось передать права на BLADBACHER Альберту Луневу и тем самым погасить свой долг.
А в апреле текущего года Альберт Лунев обратился в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к компании "Эль-Пиво". Он требует защитить его нарушенные права на товарный знак и обязать ответчика: 1) прекратить использование словесного и графического обозначений BLADBACHER и BLAGBACHER, сходного до степени смешения с зарегистрированным за истцом товарным знаком; 2) уничтожить неиспользованные этикетки для товара BLADBACHER; 3) опубликовать судебное решение в газете "Алтайская правда" в целях восстановления деловой репутации истца с использованием шрифта Times New Roman Cyr размером не менее 14. Также предприниматель через суд намерен взыскать с "Эль-Пива" денежную компенсацию в размере 5 млн. руб. за незаконное использование принадлежащего ему зарегистрированного товарного знака, а также обозначения, сходного до степени смешения.
"Как китайские предприниматели, компания "Эль-Пиво" использует сходную до степени смешения торговую марку. Покупатели, как правило, не видят разницы между этими логотипами. Часто ко мне обращаются знакомые и говорят, что пили якобы мое пиво и оно им не понравилось. Хотя на самом деле они покупали напиток совсем не нашей пивоварни", – пояснил свой настрой относительно конкурентов Альберт Лунев.
4 августа краевой арбитражный суд вынес определение о назначении судебной экспертизы и приостановлении на этот период производства по делу. Исследование поручено провести Людмиле Ивановой, главному госэксперту по интеллектуальной собственности ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (Москва). Она должна выяснить, является ли используемая ответчиком комбинация изобразительного и словесного элемента BLAGBACHER сходной до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на имя индивидуального предпринимателя Альберта Лунева. Итоги экспертизы будут представлены суду к 1 октября текущего года. Но компания "Эль-Пиво" не намерена отступать в борьбе за использование торговой марки. По словам Аллы Калачик, она также приберегла для суда свои доказательства. Какие именно, она пока оглашать не намерена.
В начале текущего года компания "ASBA-консалтинг" проводила экспертизу по заказу Альберта Лунева на предмет восприятия потребителями Барнаула торговых марок пива BLADBACHER и BLAGBACHER. В ходе исследования было установлено, что потребители при выборе пива прежде всего ориентируются на марку продукта. Покупателю (в том числе потенциальному) важны все атрибуты, которые свидетельствуют о качестве товара: известность и узнаваемость марки, советы друзей и др.
Абсолютное большинство потребителей выразили мнение, что марки пива BLADBACHER и BLAGBACHER сходны по звучанию. Также в ходе исследования было установлено, что уровень известности марки пива BLADBACHER среди опрошенных потребителей гораздо выше, чем BLAGBACHER. 77% потребителей указали, что не слышали о последней марке пива, и лишь 12% знакомы с данным торговым знаком.
Также респондентам продемонстрировали логотипы двух марок пива и предложили оценить их на предмет схожести. 69% опрошенных отметили, что они смогли бы спутать логотипы, 17% утверждают, что логотипы похожи, 14% придерживаются мнения, что они различны.
Источник: "Сибирская производственно-торговая компания".