август 27, 2009
В июле Дмитрий Медведев подписал указ – присвоить звание кавалера ордена Мужества заместителю начальника ГУВД края Тимофею Пану. Генерал-майор получил эту награду на прошлой неделе; теперь у него два таких ордена: первый присвоилиза личное мужество в 1991 году, когда он был ранен во время задержания преступника.
Тимофей Пан, замначальника ГУВД Алтайского края по экономической безопасности.
Анна Зайкова
Почти вся карьера нынешнего заместителя начальника ГУВД по экономической безопасности связана с противостоянием бандитизму. В 2001 году он защитил диссертацию "Расследование бандитизма и преступлений, совершенных бандами". Тогда Тимофей Дясенович работал в Новосибирске, в Западно-Сибирском управлении по борьбе с организованной преступностью и возглавлял отдел по борьбе с бандитизмом.
– В мирной жизни бандитизм связан с разбоем, убийствами, с хищением денег. На войне он граничит с терроризмом, – рассказывает генерал Пан. – Допустим, в Новосибирске мы задержали банду, которой было доказано девять заказных убийств по всей России, в Краснодаре, Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Кемерове, Томске. Другое дело – бандитизм в Назрани. Во время моей командировки в Ингушетию было совершено нападение на местный райотдел милиции. Стрельба, вдалеке раздается взрыв, по рации просят помощи. Собираю бойцов – и по коням. Приехали на место, вроде бы отбились. К счастью, обошлось без раненых, убитых, но двоих наших контузило.
12 февраля в Назрани был бой, который не забудут ни генерал Пан, ни его бойцы, да, наверное, никто из той тысячи человек, что полгода служили в составе опергруппы МВД под руководством Тимофея Дясеновича. Как раз в это время в Ингушетии разыскивались трое террористов, которые готовили теракты против первых лиц республики. На них-то и вышли подопечные генерала.
– Тогда ребята отличились. Члены опергруппы, в том числе и ваш покорный слуга, штурмовали в Назрани один дом. Боец из Белгорода Вячеслав Воробьев шел первым. Был бой, непродолжительная стрельба. Когда к нам стала подтягиваться помощь, один из смертников привел в действие взрывное устройство – около 120 килограммов тротила. Погибли четыре сотрудника мурманского СОБРа, 28 человек получили серьезные травмы. Слава Воробьев, к счастью, остался жив, – вспоминает Тимофей Пан.
После боя специалисты нашли и обезвредили несколько фугасов и автомобиль, напичканный до отказа взрывчаткой, – он готовился для крупного теракта. Во время разбора завалов взрывотехник подозвал генерала и показал ему на кучу тротила (позже выяснилось: там было 800 килограммов).
– Я подошел, посмотрел – и у меня буквально ноги отказали, – вспоминает Тимофей Дясенович. – Думаю: "Далеко не убежим". Сел, выкурил подряд две сигареты (коллеги генерала знают, что он никогда не курит. – Прим. авт.)… Техники отработали хорошо. Если бы этого не произошло, половины Назрани просто бы не было. И никто из нас не уцелел бы.
Вячеслава Воробьева, который в том бою шел первым, генерал представил к государственной награде – Герой России. Заслуженные награды получили еще 25 бойцов опергруппы Пана.