август 28, 2009
Диаметрально противоположные позиции заняли . "Давно пора менять название улиц и снести мавзолей", – настаивают одни. "Вернуть можно название "Соборный", но где взять тот переулок?" – возражают другие. А. Д. Асташин из Новоалтайска требует от властей вернуть улице в Яровом наименование 178-й стрелковой дивизии. И только изредка в письмах в редакцию или на сайте Алтапресс.ру раздаются примиренческие голоса: давайте оставим все, как есть, не будем ничего выбрасывать из истории.
Предвижу бурю возмущений в свой адрес со стороны приверженцев крайних мер, но хотела бы присоединиться к центристам. Ведь сколько бы мы ни препарировали каждый под своим углом зрения фигуры Ленина и Сталина, Николая II и Ивана Грозного, Колчака и Деникина, они все равно останутся выдающимися людьми своего времени. А для того чтобы увековечивать героев и значительные события каждой новой эпохи, всегда найдутся новые улицы, переулки, площади, кварталы.
И если уж возвращать исторические названия и памятники, то не в ущерб другим. Как это сделал Иван Беккер, известный врач и краевед из Рубцовска, восстановивший у себя на родине, в селе Орлове Немецкого национального района, обелиск в честь посещения этих мест в начале прошлого века тогдашним премьер-министром России Петром Столыпиным. Обелиск не просто фиксировал событие. Это была благодарность немцев-переселенцев за внимание к их нуждам, за строительство железной дороги, облегчившей вывоз зерна на рынки России и Европы. Но при советской власти на памятнике затерли надпись, водрузили на него звезду и установили на братской могиле красных партизан в Суетском районе. Почти 90 лет простоял заброшенный безымянный обелиск в степи. Беккер нашел его, отреставрировал и вернул на место, а на партизанской могиле установил другой, со всеми фамилиями погребенных.
Вот это, по-моему, и есть грамотный взвешенный исторический взгляд на проблему, достойный гражданина и патриота России. Все остальное – словесная пена.