август 26, 2009
– Та-а-ак, включаем фотоаппараты, мобильные телефоны, выкладываем все колющее, съестное и спиртное, – раскатисто кричит милиционер в фуфайке на небольшом пропускном пункте.
За пару сотен метров от КП большая автомобильная пробка– военные с собаками "обнюхивают" даже машины с мигалками и спецпропусками.
Один из нескольких уцелевших экземпляров Ту-144.
Михаил Сахаров
Такие меры безопасности на окраине маленького подмосковного городка бывают только в эти дни. Раз в два года в середине августа сотни тысяч москвичей и других россиян приезжают в подмосковный Жуковский на авиасалон МАКС, чтобы посмотреть на новинки отечественного и зарубежного авиапрома…
Экспонаты на любой вкус: от скромных бипланов до грозных боевых машин.
– Это гордость Российской армии, – указывает на Ка-52 "Аллигатор" краснощекий офицер в камуфляже. Он неожиданно легко соглашается попозировать перед телекамерой, готов ответить на вопросы, но речь и координация движений ему даются сложнее. Становится понятна причина красноты щек и тяги к общению. Офицера вовремя увели подальше от лишних глаз и "гордости Российской армии".
Многие (и я в том числе) в тот момент позавидовали красным щекам офицера – все пять дней на МАКСе выдались дождливыми и холодными. Добавьте к этому неприятный ветер, который гулял по чистому полю аэродрома в Жуковском. Что, впрочем, не помешало за пять дней собрать на МАКС 550 тысяч человек.
Главной приманкой для зрителей стал новый российский гражданский самолет Sukhoi Superjet 100. Он разработан компанией "Гражданские самолеты Сухого" совместно с Boeing и пока считается главной надеждой отечественного гражданского авиастроения. Широкой российской публике самолет, который должен появиться на коммерческих линиях в 2010 году, показали впервые.
Полтора часа в очереди под холодным ветром и моросящим дождем – плата за взгляд на новинку изнутри. Цена, прямо скажем, завышенная.
Внутри сверхновая разработка не поразила ни новизной интерьера, ни комфортностью кресел без подголовников с боковой поддержкой – этой приятной опцией уже оснащена большая часть современных зарубежных самолетов. Неприятно удивили дешевая пластмассовая обивка и отсутствие индивидуальной вентиляции.
– Зато в салоне воздух чистый, полки для багажа просторные, а проходы широкие – такие, что в них разойдутся проводник с тележкой и пассажир, – парирует во время осмотра самолета менеджер компании-производителя. Я подумал, что, в конечном счете, все эти подголовники и проходы не так важны: лишь бы летал надежно.
В это время на летном поле как раз начались демонстрационные полеты SSJ-100. Красочная летная программа с участием истребителей, вертолетов и гражданских самолетов – еще одна приманка для зрителей.
– В первый день летали больше и интереснее: приезжал Путин, – поведал мне на выходе из самолета-"надежды" Анатолий, студент Московского авиационного института. Пропуск ему оформили знакомые, на выставке он с первого дня и уже не один раз обошел выставочные павильоны и выставленные на обозрение 740 образцов авиатехники.
Вообще-то, Анатолий, как и другие, ждал выступления "Русских витязей". Его, как известно, отменили, из-за столкновения на репетиции двух Су-27 и гибели командира авиаотряда Игоря Ткаченко. Тему аварии участники МАКСа старались не поднимать, но в воздухе чувствовалось сожаление, смешанное с напряжением, – как бы снова чего не вышло. Говорят, "Витязи" рвались в небо, но организаторы были против (в последний день салона группа все же совершила круг почета в небе. – Прим. авт.).
В отсутствие "Витязей" главной звездой стал вовсе не "суперджет" и не единственная иностранная новинка выставки – французский истребитель Rafale.
Настоящим героем авиасалона стал самолет, разработанный в 1960-х годах. Сверхзвуковой Ту-144 – самолет из далекого прошлого, но внешне больше похож на экспонат из будущего. После двух катастроф в 1978 году единственный советский пассажирский сверхзвуковой самолет навсегда прекратил рейсы.
В Жуковском выставили один из нескольких уцелевших экземпляров Ту-144. Во время салона к нему выстраивались серьезные очереди, которым наверняка завидовали разрекламированные новинки авиасалона.
Это мне показалось симптоматичным: прошлое отечественного авиастроения пока смотрится гораздо интереснее настоящего и будущего.
400 рублей – самый дешевый салат в кафе на МАКСе. За тысячу рублей можно было пообедать горячим блюдом. Для тех, кто предпочитает подешевле, единственная альтернатива – сэндвич с ветчиной и сыром за "демократичные" 150 рублей.
$ 10 млрд. – на такую сумму подписано контрактов и соглашений в ходе МАКС-2009. Это втрое больше, чем на МАКС-2007.
711 компаний из 34 стран приняли участие в авиасалоне. 436 из них – российские.