сентябрь 1, 2009
В субботу заскочил в канцтовары – все купили, а обложки для тетрадок забыли! По магазину такие же, как я, забывчивые бегают: тетрадки недостающие выбирают, ластики, резинки. Один папаша выспрашивает у продавщицы – войдут ли в пенал все 24 цветных карандаша, которые он купил (зачем??? – прим. авт.). Какая-то крупная девочка неосторожно валит на пол стопку коробок с пластилином, а рассерженная женщина кричит, обращаясь невесть к кому (наверное, к Самому Фурсенко): "Да где ж этот учебник купить-то, я уже в третьем магазине его найти не могу!"
Ну, купит, конечно. Не такой уж это дефицит. Просто, нерасторопная женщина, не подсуетилась заранее. В этом магазине такие учебники распродали, в другом найдет. У нас теперь этих магазинов – хоть на каждом заводе по сто штук открывай, места – завались. А, может, неправильно записала название. Или цвет обложки.
Вот вы скажете, что там сложного запомнить: учебник английского для 4-х классов, программа такого-то. Ага! А какого года? Может, прошлого года этот учебник был желтеньким, а теперь – красненький. Думаете, разница только в цвете обложки?.. Ну, в принципе, … ДА!!! Там еще пара абзацев где-то переработаны, а так, ничего принципиального нового кроме того, что он новый по форме, а не по содержанию (авторы учебника будут спорить, но я вас уверяю, что все это чушь).
Тут как-то Медведев заговорил об едином учебнике по истории. На эту идею многие как-то дружно окрысились. А вот я, как отец школьницы, за единый учебник. Ведь я понимаю, что вариативность учебников порождает сговор печатников с создателями учебных программ, в результате которого чуть ли не через каждые 3 года один и тот же букварь вдруг переиздается в новой редакции, и тебе никак не удается купить подешевле еще практически новые учебники у ребят из предшествующего класса. Каждый раз тебя подлавливают на какой-то хитрой новинке в два абзаца, замененных автором книжки.
Черт возьми! А нельзя сделать так – учебники для детей издавать одинаковые, а методические пособия для учителей – разные? Вот вам базисный учебник по математике. В нем собраны правила и задачи. А вот пять разных методик преподавания этого предмета.
Что может такого произойти в английском языке, чтобы вдруг сменить учебник даже через 10 лет после его предыдущего издания? А тут – через три меняем.
Что нового вносится в правила русского языка, чтобы их выражали в десятке разных учебников, которые еще и переиздаются с дополнениями и изменениями (то есть, перечеркивают предыдущую версию) чуть ли не каждый год?
Я понимаю, хочется преподавать по-разному. Ну так и смените подход. Заставьте этих изобретателей программ, у которых зудит каждые три года изменить учебник, поскрести репу, чтобы придумать, как все свои изменения вносить в методички (для преподавателя, а не для школьника) к Единому Государственному Учебнику, по которому будет сдаваться Единый Государственный Экзамен.
Почему бы и нет? И не надо будет столько печатать новых букварей и арифметик. И родители наконец устроят обмен и комиссионную торговлю. Хотя бы через школьную библиотеку. И не будет вам никакого "хождения строем". Учебник – это все равно лишь книга, в которой написаны буквы и цифры, а как их читать преподает учитель по определенной методике. А они могут варьироваться.
P.S. Недавно смотрел по телевизору, как жаловался представитель московского книжного издательства, что по стране гуляет множество пиратских школьных учебников. Мол, какой это большой вред не только для детей (там проблемы с бумагой, с краской, с весом, наконец), но и, собственно, для бизнеса. И вроде бы пожалеть надо дядьку – деньги у него воруют. А не жалко. Он ведь меня не жалеет.