Народ о празднике мечтает

декабрь 29, 2004

Приближение Нового года воспринимается персоналом компаний по-разному. Если для рядовых сотрудников - это предчувствие подарков и возможных премий, то для руководства организации - время больших денежных расходов. По нашим сведениям, в компаниях численностью более 70-80 человек финансовые затраты, связанные с арендой помещения, праздничным столом, подарками, премиями и другими атрибутами новогодних мероприятий, составляют примерно 50-60 тысяч рублей и даже выше. И здесь возникают очень интересные вопросы. Эффективно ли такое капиталовложение? Есть ли какая-нибудь конкретная польза от праздничного "сброса" денежных средств? Ведь не секрет, что рядовые сотрудники имеют на этот счет четкое мнение: "Лучше бы нам деньги раздали". Вот как оценили эффективность новогодних затрат руководители некоторых известных компаний.

На празднике не экономят

Валерий Кондратюк, генеральный директор компании "Центральный рядЪ".

- Наш корпоративный праздник будет проходить в "Хаус-клубе", который является давним другом и партнером компании. На празднование Нового года должны собраться 250 человек.

"Центральный рядъ" - большая продовольственная компания, и накануне Нового года на всех сотрудников была возложена огромная нагрузка. Они проделали очень большой объем работы. Поэтому сотрудники просто обязаны накануне Нового года отдохнуть в красивом месте, за хорошим столом, с интересной праздничной программой. К этому мероприятию мы готовимся заранее, начиная с сентября. На праздник обязательно приглашаются сотрудники со своими половинами, так как наша компания во главу угла ставит семейные ценности. Вот почему все наши торжества разделяют и семьи работников.

Деньги на проведение праздника тратятся серьезные, и они, безусловно, принесут большую пользу компании, но не в количественном выражении. Pазве можно измерить или просчитать такое понятие как "хорошее настроение персонала"? Есть вещи, которые сложно измерить цирами, но без них невозможно развитие компании. Ведь праздник - это определенная корпоративная культура, язык общения персонала, стереотип поведения и т.д. И экономить на создании и поддержке этих вещей разумный руководитель не станет.

Тратить на себя - это удовольствие

Андрей Олишевский, генеральный директор компании "Алтайская ярмарка":

- Так как в своем здании проводить корпоративный Новый год нам сложно (мы просто уже в него не помещаемся), то праздник наша компания будет отмечать в малом банкетном зале шоу-центра "Колизей". На него соберутся 60 человек компании "Алтайская ярмарка".

Главной изюминкой мероприятия станет подведение итогов внутрикорпоративного конкурса на звание "лучшего менеджера года". Здесь же будет происходить посвящение новичков компании в сотрудники "Алтайской ярмарки". Естественно, основной мыслью праздника станет сплочение сотрудников и укрепление в них чувства гордости за принадлежность и приверженность нашей компании.

Средства, вкладываемые в мероприятие, стопроцентно себя оправдают. Для нас очень важен эмоциональный настрой сотрудников. Сейчас ведь человека на конкретном месте удерживает не только заработная плата - всегда найдется конкурент, который предложит хорошему специалисту больше, чем тот получает в данный момент. Главнее то, как понимают и оценивают специалиста на его работе, какая психологическая атмосфера царит в коллективе, насколько корпоративная культура организации совпадает с личными потребностями этого сотрудника. Мы сторонники теории, что подготовленное общими силами мероприятие сближает персонал. Мы находим удовольствие в самом подготовительном процессе празднования Нового года. Поэтому сами для себя все придумываем, организуем и тратим.

Хорошие инвестиции в компанию

Виталий Вейсгейм, директор завода лакокрасочных материалов "Нова":

- Наша компания - промышленное предприятие, а проводить Новый год в цехах не принято. Поэтому для корпоративного праздника мы откупили одно из городских кафе.

Мы ежеквартально отмечаем отличившихся сотрудников нашей компании благодарственными письмами и денежными премиями, объявляем об успехах компании и, конечно же, традиционно награждаем по итогам года лучших. Также всем сотрудникам вручаются подарки, но не в виде сладостей или каких-то продуктов. Мы вручаем ценные веши, имеющие практическое применение в быту. В этом году одним творческим коллективом, для которого "Нова" выступает спонсорам, подготовлена праздничная программа. Она будет представлена на нашем новогоднем мероприятии.

Сумма на проведение корпоративного Нового года в итоге набирается довольно приличная. Но если бы проведение этого мероприятия не приносило реальные плоды в дальнейшей работе сотрудников, кто бы такие праздники проводил? Во-первых, праздник нужен просто с человеческой точки зрения. Причем не дома, а именно на работе - сотрудникам надо знать, что они важны нам не только, как хорошие специалисты, но и как члены дружного коллектива. А коллективу и отдыхать следует дружно. Во-вторых, проведение Нового года - это самый быстроокупаемый способ вложения денег в компанию. Новый станок окупится через несколько лет, а вот сотрудники, получив хороший заряд бодрости и веселого настроения от совместного праздника, выйдут на работу с новыми силами и укрепившейся верой в компанию через два-три дня. Поэтому корпоративный Новый год - один из лучших вариантов инвестиций в собственное предприятие.

Ждать отдачи от праздника - неправильная позиция

Андрей Стрыгин, генеральный директор компании "Байт":

- Корпоративный праздник мы будем отмечать в кафе "Вечеринка". Там должен собраться весь наш коллектив - 70 человек. Официальная часть у нас обычно занимает 15-20 минут, а 60-70% праздника - это капустник придуманный сотрудниками самой компании. Такие капустники - традиционная составляющая наших праздничных мероприятий. А они могут создаваться только в компаниях со здоровой, творчески активной внутренней атмосферой.

Каких-то "подводных" исследований (изучение взаимоотношений работников и т.п.) во время проведения Нового года мы не организуем. Это семейная вечеринка и на ней происходит то, что должно происходить. Что касается вкладывания денег на проведение праздника и ожидание от этого отдачи, то, на мой взгляд, это неправильная позиция руководителей. В моем понимании главный смысл праздника - общение сотрудников. И ждать каких-то финансовых результатов после проведения корпоративного Нового года я не намерен.

Не для печати

Примерно такие же мнения высказывают о рациональности затрат на новогодние праздники некоторые руководители других компаний. Ясно, что вряд ли кто-нибудь из них отважится открыто заявить: "Новый год - это кошмар, который приходится оплачивать". Однако в разговорах "не для печати", некоторые менеджеры, организующие веселые новогодние мероприятия, именуют корпоративные вечеринки если не "головной болью", то "неизбежной проблемой, которую нужно просто пережить". А размах финансовых затрат, вкладываемый в праздник, очень часто связан с тем, что "шеф хочет не хуже, чем у других, а даже и лучше". Но в любом случае, и с этим согласны практически все руководители компаний, с которыми нам удалось побеседовать, лучше входить в Новый год вместе с корпоративным праздником, чем без него. И для этого любые средства хороши.