Легендарный футболист "Динамо" о смене поколений

сентябрь 2, 2009

На 60-летие Валерий Белозерский, ветеран барнаульского "Динамо", получил в подарок автомобиль с надписью на боку: "Динамовец – это навсегда". Вручали на одном из домашних матчей нашей команды – при болельщиках и футболистах. На прошлой неделе Валерий Николаевич впервые выехал на ней из гаража. За рулем не сидел 18 лет!

Щедрый жест его друзей заставил вспомнить прошлое, благодаря которому эти друзья появились, и строить планы на будущее, о которых раньше и не помышлял.

Белозерский, ветеран барнаульского «Динамо»
Анна Зайкова

– "Динамовец навсегда". Это совпадает с моими собственными ощущениями, несмотря на то что я родился и вырос в Рубцовске. Я стал динамовцем, проработав в этой команде почти 40 лет.

– "Динамо" – это история. Я хочу, чтобы у команды появился музей. В одной из газет как-то написали: мальчишка, воспитанник барнаульского футбола, сидит на трибуне и, показывая на ветеранов, говорит: "А кто это?" Поколения меняются, сейчас даже многие руководители не помнят, кто и когда защищал честь алтайского футбола. Мне уже 60. А до меня сколько ребят играло? А после меня?

– Жена всегда мне помогала, наши дети с малых лет были на стадионе. У меня двое сыновей и трое внуков – все мужики. Дети – Олег и Константин. Внуку Егорке уже 16 лет, Глебу восемь, Ванечке – девять месяцев. Все они занимались в школе "Динамо". Кроме Вани – ему еще рано. Но и он, я уверен, наденет динамовскую футболку.

– На моих глазах выросло очень много футболистов. Ко многим я сам "приложил руку". Футбольная карьера – не сахар. С детьми обязательно об этом нужно разговаривать. Если ты видишь, что из человека что-то получится, нужно учить, что цель должна быть одна, что нужно быть скромным и честным в жизни и в быту и чуть понаглее – на поле. Добиваться своего через "не могу". И наоборот, если ты видишь, что не получается у кого-то, нужно быть честным и жестким. Нельзя поддерживать иллюзии о профессиональных навыках, которых нет.

– У каждого человека есть место в жизни. Да, мне предлагали быть тренером "Динамо". И я бы мог сейчас сказать: "Вот я бы!" Но нет, конечно. Я уважаю тренеров, с которыми работал помощником. Многие считались с моим мнением и позже. Думаю, я хороший второй тренер. Чтобы быть главным, надо характер иметь. Его мне не хватает, я честно признаю.

– Я был тронут подарком. Если жена захочет, купим дачку, посею там газончик, поставлю ворота, чтобы внуки с мячом бегали. Жена пусть цветочками занимается, а я – банькой. Но это пока только в планах, раньше-то машины не было. Надпись я решил оставить. Это не моя прихоть, это подарок друзей. Так я им благодарен: преподнесли подарок на родном стадионе, при болельщиках! Хотя, когда я играл, болельщиков было раз в десять больше…

– Болельщики – это отражение того, как относятся к "Динамо". Престиж команды надо понимать.

– На протяжении многих лет звучат одни и те же фамилии, связанные с "Динамо". Мне бы хотелось чаще слышать новые. 

Разные мысли о футболе: в 20, 40 и 60

– 20. Чистый максимализм. Голый энтузиазм. В 20 лет я приехал в Барнаул, в "Динамо", и в 1970 году начал играть. Понял, что здесь не только другой футбол, но и другой менталитет. Приехали ребята из Москвы – Геннадий Гусаров, Юрий Вшивцев, Анатолий Суслов и другие. Я понял, что нужно повышать уровень собственной культуры. Не хочу обижать свой город, но Рубцовск… Здесь, в Барнауле, даже разговаривали как-то по-другому. Я начал учиться. Брал от тех людей, с которыми общался, только лучшее. Да что говорить – в "Динамо" я стал совсем другим.

Мысль, которую вынес: "В каждом человеке хорошего гораздо больше, чем плохого". 

– 40. Эмоция другая – тренерская. Я только ушел из активного футбола. Казалось, что все умею, а мальчишки – они все неправильно делают! Я поставил себя выше их…

Был такой случай. Мы с группой 1974 года рождения поехали в лагерь. Им было лет по девять-десять. Я спланировал занятия: утром зарядочка, до обеда одна тренировочка, после обеда вторая. Так прошло дней пять. Мне казалось: как я интересно придумал, какие разнообразные упражнения! А ребята какие-то вялые. Я на них кричал, с поля уходили в ужасном настроении… И меня осенило. "Ребята, а может, ну его, этот футбол? Будем гулять по лесу, ходить на речку". И три дня – никакого футбола. Они сами попросили: "Валерий Николаевич, давайте тренироваться?"

Я понял тогда – это же дети! Они просто устали. И опустился на землю: я уже тренер, не игрок. Вместо того чтобы высказывать претензии, покажи сам, что умеешь.

Мысль, которую вынес: "У детей тоже можно многому научиться". 

– 60. В 60 мысли вот о чем: хочется прийти на полный стадион "Динамо" и увидеть на поле воспитанников алтайского футбола в большом количестве. Мне не нравится многое из того, что сейчас происходит. Но я хожу на стадион. Настраиваюсь на то, что футбол – это только положительные эмоции, не политика, не интриги, не чья-то ненужная игрушка. Внутренне аплодирую каждому удачному фрагменту: хорошей передаче, острой атаке, отличной игре обороны и вратаря. Я верю и продолжаю говорить – здесь появится нормальный футбол.

Мысль, которую вынес: "Главное, чтобы все были здоровы". 

Справка

Браться Белозерские – Валерий и Александр – играли за барнаульское "Динамо" в 1970-х годах, Александр на позиции полузащитника, Валерий – в нападении. Оба были в составе команды в победном сезоне 1974 года. С 1981 года Валерий работает в детской школе "Динамо". Его воспитанники из группы 1974 года рождения – Алексей Смертин, Сергей Кормильцев, Сергей Рехтин – стали известными людьми в российском футболе и не только. Александр Белозерский после окончания карьеры и смерти жены уехал в Рубцовск, умер в 2006 году.

В Барнауле ежегодно проходит турнир братьев Белозерских. 

Цитата

Журналист Валерий Лямкин, из книги "Легенды алтайского футбола":

Коронное оружие братьев – двойные и тройные стенки, когда они в считанные секунды, передавая мяч в одно касание, проходили по полполя. Смотреть на их игру было любо-дорого. Каждый их них – это ярчайшая футбольная личность.