сентябрь 3, 2009
Верхи на предприятими ведут борьбу за кабинеты – как это обычно бывает. Ну а простые рабочие остерегаются занять позицию "красных" или "белых", говорит Людмила Шахторина, председатель профсоюза работников котельного завода, – боятся банального сокращения.
Работники котельного завода вышли на митинги 17 августа, чтобы поддержать прежнего владельца завода.
Анна Зайкова
Полное замешательство вызывают у них и неординарные с их точки зрения приказы. К примеру, по данным редакции газеты "Свободный курс", на заводе действует распоряжение прежнего владельца круглосуточно держать в рабочем режиме одну из печей в третьем цехе – в ней якобы сжигается документация предприятия.
После того как 17 августа имущество котельного приобрело на аукционе ранее неизвестное общество с ограниченной ответственностью "Сибэнергомаш", между прежними и новыми владельцами развернулось открытое противостояние. Представители старого собственника ("Энергомашкорпорации") делают громкие заявления в СМИ о рейдерском захвате. О том, что аукцион проведен с нарушениями, имущество продано по дешевке, что из завода сделают очередной супермаркет. Новый же владелец заявляет, что предприятие управлялось неэффективно, а ему как раз удастся вновь сделать котельный визитной карточкой региона.
24 августа руководитель компании "Трубмаш", стоящей за новым собственником Виталий Черномор сообщил, что уже оплатил сделку по выкупу имущества, но до сих пор не имеет свободного доступа на предприятие. Сегодня проходная контролируется одновременно новым и прежним собственниками: команда наняла ЧОП "Вымпел". "Для сотрудников завода ничего не изменилось, они входят на территорию по пропускам", – пояснил Андрей Егоров, член совета директоров "Трубмаша".
С отдельными специалистами новый владелец уже провел переговоры о дальнейшей их работе на заводе. По словам Андрея Егорова, планируется вернуть на завод ряд работников, которые были уволены в период руководства команды Александра Степанова, гендиректора "Энергомашкорпорации".
Описывая происходящее, председатель профкома называет это резко: "гражданская война". "А как это еще назвать, если, условно говоря, сыну приказывают сжигать документы, а отцу дают команду охранять печь, чтобы к ней никто не подходил. Здесь как никогда подходит выражение – паны дерутся, а у холопов чубы трещат", – говорит она.
…Отношения со многими рабочими завода у старой команды собственников сложились, мягко говоря, напряженные. Еще в 2003 году завод прекратил финансирование профсоюза – профсоюз, впрочем, выжил. "Руководство в добровольно-принудительном порядке предлагало сотрудникам выйти из профсоюза. Как мне рассказывали, им приносили распечатанные договоры, в которых требовалось только поставить подпись. Кто отказывался, на тех начинались всевозможные гонения", – вспоминает Федор Рыбальченко, председатель крайкома профсоюза тяжелого машиностроения.
"Людей хотели сделать бесправными. Берегли только незаменимые кадры, в числе которых были конструкторы, одному из них исполнилось 80 лет", – продолжила Людмила Шахторина.
Эти слова подтверждает и юрист Давид Шлионский, который также работал на котельном заводе, а теперь представляет интересы сокращенных или уволенных сотрудников предприятия в суде.
"Котельщика Валерия Павленко увольняли три раза. И каждый раз суд признавал, что это делалось незаконно. Не успел суд восстановить права работника, как его уволили в четвертый раз", – рассказывает Давид Шлионский. Сегодня готовится очередное обращение в суд. Подобные истории повторялись с инженером-конструктором Любовью Константиновой, стропальщиком Владимиром Мартыновым и котельщиком Анатолием Божковым. Все остались членами профсоюза.
"Меня увольняли за то, что якобы я не справляюсь со сменными заданиями. Но мы доказали, что нормы выработки были в несколько раз завышены. Заводоуправление просто не видело простых рабочих. Им важно получить продукцию и не важно, за счет каких жертв", – негодовал Валерий Павленко.
Сегодня же работники "Сибэнергомаша" не понимают, что их ждет завтра и что преподнесет им новый собственник. Но они, похоже, и не надеются на то, что вернется славная история предприятия.
"В этом году в День Победы я решила порадовать ветеранов завода. На автобусе их провезли по территории. После экскурсии они мне сказали: „Проехали, как по кладбищу“. Среди посетителей завода был ветеран, который в 1941 году приехал в Барнаул вместе с эвакуированными станками. На его глазах вырос завод. И теперь он увидел руины", – сожалеет Людмила Шахторина. Сможет ли из этих руин новый владелец сделать "визитную карточку края", как он об этом заявил? Вопрос, на который еще только предстоит найти ответ.
Ну а пока рабочие беспокоятся, что из-за раздрая в управлении завод лишится крупного заказа Гусино-Озерской ГЭС. Его уже начали выполнять, и срыв заказа может привести к очередному сбою в выплате зарплаты, как это произошло в начале года.
"В общем-то, коллективу нет разницы, кто будет управлять предприятием. Им важно, чтобы сохранились заказы и высокая зарплата. А она на котельном действительно выше, чем в среднем по Барнаулу", – резюмирует председатель профкома.
Новый собственник выкупил за 376 млн. рублей 37 зданий и сооружений, в том числе ДК "Сибэнергомаш", 670 станков и прочее оборудование, более 1,6 тыс. единиц техники, свыше 30 транспортных средств. Весь этот комплекс был выставлен на продажу единым лотом. А причиной аукциона послужила задолженность прежнего владельца перед поставщиками сырья.
Как выяснилось позже, за обществом "Сибэнергомаш" стоит московская группа компаний "Трубмаш", председателем совета директоров которой является Виталий Черномор. Он родился на Алтае и с 1993 по 2003 годы работал на котельном заводе. По данным "СК", с завода он ушел не по собственному желанию.
"Сибэнергомаш" в цифрах:
1985–1990 годы – пик развития предприятия (все технико-экономические показатели резко повышаются).
2003 год – началось уничтожение цехов на котельном заводе. Первым из них с формулировкой "нерентабельный" снесен литейный цех. За ним последовали арматурный, каркасный, инструментальный цехи. Законсервирован кузнечный цех.
8 тыс. человек – число работников, занятых в 1990 году на котельном заводе.
1 200 человек – число сотрудников, занятых сегодня на предприятии.
18 тыс. рублей – средняя заработная плата.