сентябрь 3, 2009
На моих глазах Вера Васильченко, жительница столетнего дома на ул. Короленко, 110 в Барнауле, вонзает кухонный нож в самодельную перегородку, без особого труда отгибает лист деревоплиты и демонстрирует то, что осталось от несущей стены.
Там через брешь в остатках сгнивших бревен виден такой же лист ДВП… Только со стороны соседской квартиры.
В крае действует адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Но подобно Вере Ивановне, многие другие люди отчаялись добиться хотя бы ремонта…
– Несколько лет назад подрядчики приходили, смотрели, что тут можно сделать, – вспоминает Вера Васильченко. – Сказали, что за работу не возьмутся. Мы, говорят, такое в последний раз после бомбежки в Чечне видели.
По рассказам Веры Ивановны можно написать пособие: как выжить в разваливающемся доме. В него бы, например, вошел совет заткнуть щель между бревнами зимним пальто 56-го размера…
Чтобы решить свои проблемы, жильцы стучались, казалось бы, во все двери. И вроде бы не без успеха: сначала дом был включен в план капремонта, потом его отнесли к категории ветхого жилья. Но по причине дефицита средств ничего так и не изменилось.
И вот дом 1909 года рождения продолжает разрушаться.
Такая история для Барнаула – далеко не уникальна.
Добиться признания дома непригодным для жилья очень сложно. Я столкнулся с этой проблемой как раз в Центральном районе. На улице Водников, 50 стоит обветшалый дом. Есть решение межведомственной комиссии от 2007 года о том, что целесообразно и возможно произвести капремонт. Но каждый год жильцы получают отписку, мол, это невозможно из-за недостатка средств. Сейчас мы хотим попробовать подать исковое заявление в суд на администрацию города, взяв за основу заключение комиссии.
А между тем юрист Виктор Полукеев считает: жильцы дома на ул. Короленко, 110 обращались не в те инстанции. Чтобы дом включили в федеральную программу по капитальному ремонту, собственники должны:
1. Провести собрание с привлечением представителей управляющей организации.
2. Принять и запротоколировать решение о вступлении в программу.
3. Направить решение в администрацию района, где оно и будет рассмотрено в установленном порядке.
Чтобы получить заключение о том, что дом является непригодным для проживания, жильцы могут обратиться:
1. В государственную жилищную инспекцию.
2. В администрацию города с просьбой рассмотреть на межведомственной комиссии пригодность/непригодность дома для проживания.
3. В проектный институт (за счет собственных средств).
Приятная неожиданность
Для жильцов дома на улице Анатолия, 141 включение в адресную программу по переселению из аварийного жилфонда стало неожиданностью.
Я живу здесь уже 24 года, и все это время дом считается аварийным. Еще в прошлом веке соседи безрезультатно обращались в администрацию с просьбами и жалобами. А в марте этого года неожиданно появилось объявление, что дом подлежит сносу. Сказали, будут переселять на улицу Лазурную, правда, неизвестно, как скоро.
Межведомственная комиссия и проектный институт производят проверку и устанавливают, подлежит дом сносу или нет. 185-й Федеральный закон предусматривает предоставление площади (метр в метр) в новом жилом доме. Застройщики стараются подобрать жилье схожей квадратуры, а в случаях когда это невозможно, сумму за дополнительные квадратные метры компенсируют застройщики и местный бюджет. На 2010 год формируется программа переселения из домов, признанных аварийными, до 1 января 2007 года.
Жильцы дома на улице Короленко напрасно отказались от проведения судебно-технической экспертизы, на которой в 2007 году настаивал суд. Суд отнес работы к текущему ремонту. Если было бы решение о проведении капитального ремонта, его давно можно было бы потребовать от комитета по ЖКХ. Но включения в адресную программу по переселению можно добиться.