Профессор Винокуров: о скрытом потенциале природных ресурсов Алтая

сентябрь 4, 2009

Августовская катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС заставляет нас обратить пристальное внимание на состояние водопользования в России в целом и нашем крае в частности. Символично, что в июле этого года именно на Алтае прошла Всероссийская конференция "Водные проблемы крупных речных бассейнов и пути их решения". Одним из организаторов научного форума стал Институт водных и экологических проблем СО РАН. Его более 10 лет возглавляет доктор географических наук, профессор Юрий Винокуров. Этот ученый, как никто другой в крае, знает о проблемах водопользования.

Юрий Винокуров, директор Института водных и экологических проблем Сибирского отделения РАН.
Михаил Хаустов

ГЭСы разные нужны

- Юрий Иванович, каким вам представляется будущее сибирской гидроэнергетики? Нужны ли нам гигантские ГЭС вроде Эвенкийской? Или стоит сосредоточить усилия на развитии сети малых ГЭС?

- Однозначно на этот вопрос не ответишь. К примеру, в Швеции и Норвегии немало микроГЭС. Но есть там и крупные ГЭС, которые являются мощными генерирующими источниками. На мой взгляд, нельзя говорить: "Или - или". Надо: "И - и - и - и так далее!" Нужны и ТЭЦ - на газе и угле, и АЭС, и гидроэлектростанции разных мощностей.

В свое время я был сторонником строительства Катунской ГЭС. Где еще строить ГЭС, как не в горах? Не на равнине же и даже не в предгорьях.

Хотя начинал с активного неприятия этой идеи. Первоначальный проект был очень сырой, со множеством неясных моментов. К примеру, ртуть, которой так всех напугали. Проблема поймы - после возведения станции вода во время паводка перестала бы попадать на пойменные земли, нарушились бы многие биологические процессы. Известно, что до строительства Бухтарминской ГЭС в пойме Иртыша сена собирали до 40 центнеров с гектара, а сейчас больше пяти не получается. Но это не говорит о том, что идея ГЭС плоха. Она плохо была продумана.

Ученые очень серьезно в свое время поработали над темой Катунской ГЭС. Было доказано, что никакого "Ртутного Чернобыля" там не случится. А проектировщики рассчитали все так, чтобы вода в достаточном количестве и своевременно попадала на пойменные земли. В итоге родился проект, который минимизировал экологические издержки. Полностью избежать их невозможно, даже при строительстве малой ГЭС. Но мы обязаны достигать максимального компромисса между человеком и природой.

Что касается Эвенкийской ГЭС. Стране нужны огромные ресурсы энергии. Эвенкийская ГЭС помогла бы решить эту проблему как минимум от Дальнего Востока до Урала. Но будут затоплены территории, на которых испокон веков проживают эвенки. Их там - в пределах 10 тыс. человек, возникает проблема переселения. И без учета их коренных интересов ее не решить… У нашего института нет полной информации по Эвенкийской ГЭС. Мы можем лишь ответить на ряд конкретных вопросов, в частности, изменятся ли химический состав и качество воды в Эвенкийском водохранилище? Судя по той информации, которую мы получили, на данный момент я могу пока сказать следующее: по качеству воды больших изменений вряд ли можно ожидать. К слову, в середине сентября в Красноярске ожидается большое совещание по проблемам возведения этой ГЭС, потом предстоят общественные слушания.

Хочу подчеркнуть: здесь нужны глубокие научные проработки! Не надо на это жалеть время и деньги. Для более глубокого и точного ответа на те вопросы, которые поставлены перед ИВЭП по части строительства Эвенкийской ГЭС, нужны серьезные исследования. Тогда в научную модель можно будет заложить те параметры, которые мы измерим и четко себе представляем. В прошлом году у нас была сложная экспедиция на Тунгуску. Для первого этапа исследований мы получили информацию, но этого недостаточно для дальнейших выводов.

- Раз уж вы вспомнили о Катунской ГЭС - что вам подсказывают богатый опыт и внутренний голос: все-таки будет или не будет она строиться?

- (Посмеиваясь.) Внутренний голос подсказывает, что будет. Окончательный проект Катунской ГЭС был очень хорошо проработан со всех сторон. Сейчас предполагается построить Алтайскую ГЭС с 55-метровой плотиной вместо 180-метровой. На том же створе. Естественно, экологические издержки при этом варианте еще больше минимизируются. Но я выступил с критикой строительства Алтайской ГЭС.

- ???

- Затраты велики, а экономическая эффективность небольшая. Только достаточно крупные станции могут давать дешевую энергию. Но повод для оптимизма есть. Основание плотины Алтайской ГЭС предусматривает возможность в перспективе возведения более крупной ГЭС. И никто никого здесь не обманывает. Только крупная ГЭС поможет решить проблемы развития всего рекреационного комплекса, сельского хозяйства, тонкой переработки и освоения минеральных ресурсов в Республике Алтай. Наряду с этим должны строиться микро- и мини-ГЭС, ветряные станции, гелиоустановки.

Щит против нанобактерий

- Насколько эффективно выполняются краевые программы, так или иначе связанные с проблемами водопользования? Зачастую ведь планы декларируются красивые, амбициозные, но невыполнимые. А с другой стороны, жизнь меняется настолько стремительно, что действующие программы быстро стареют и не отвечают сегодняшним требованиям.

- Губернатором края Александром Карлиным уже даны соответствующие поручения о разработке углубленной стратегии водопользования в Алтайском крае. Причем речь там должна идти не только о питьевой воде, но и водном транспорте, мелиорации, гидроэнергетике, строительстве очистных сооружений и прочем. В регионе работает Программа обеспечения населения качественной питьевой водой. Ведь без наличия такой воды о здоровье человека говорить весьма сложно. Действие старой программы, которая, можно сказать, выполнена уже процентов на 90, заканчивается в следующем году. Нужно разрабатывать новую - как минимум до 2015 года.

Край богат водными ресурсами, однако распространение их неравномерно. Это касается и поверхностных вод, и подземных. Да и само качество воды очень разное, часто оно нуждается в корректировании. К примеру, в Тогульском и Кытмановском районах в воде много железа и кальция. Томские ученые разработали технологии обезжелезивания. И скоро будет запущена в эксплуатацию станция по очистке воды от примесей в Тогуле, такая же строится в Кытманове. То же самое надо делать в поселке Южном, в Благовещенском районе.

Главная беда сегодня в нехватке денег. Многие скважины строились 10-15 лет назад. Было время, когда вводилось в строй до 500 скважин в год. Сейчас бы впору полсотни осилить. Изношены скважины, водопроводы, насосные станции и другие инженерные сооружения.

- Кстати, какую воду вы пьете у себя дома?

- "Алтайскую золотую". ИВЭП, помимо всего прочего, занимается обоснованием особо высококачественных вод для питьевых целей. Некоторые из них применяются в лечебных целях. В свое время мы дали путевку в жизнь воде "Студеная" из Красногорского района. А недавно нашли уникальную родниковую воду в Краснощековском районе. В России ей аналогов нет - она серебро- и золотосодержащая. Несколько лет назад Алтай посещал академик Му Шик Джон из Южной Кореи, очень крупный специалист. Он сказал, что воду с подобными характеристиками встречал только в Пакистане. Учеными Алтайского филиала Российского онкологического научного центра РАМН во главе с профессором Александром Лазаревым на базе Алтайского онкодиспансера в ходе ряда исследований была доказана высокая эффективность использования воды "Алтайская золотая" при профилактике и лечении сложнейших онкологических заболеваний, а также при послеоперационной терапии.

Вслед за учеными из Томска и Финляндии мы стали изучать поведение в воде нанобактерий (промежуточное звено между бактериями и вирусами). Благодаря современному электронному микроскопу с рентгеновской приставкой мы можем их видеть, фотографировать, фиксировать. Если в воде, допустим, много кальция, магния и железа, то нанобактерии, попадая в организм, создают вокруг себя оболочку, в которой иммунная система их не распознает и не может бороться. Имеются работы, доказывающие, что это провоцирует возникновение мочекаменной болезни и формирование атеросклеротических бляшек в крови. С кафедрой АГМУ, которую возглавляет Александр Неймарк, мы договорились проводить совместные исследования в этом направлении. Знаете, что любопытно? В "Алтайской золотой" нанобактерий нет!

Стратегическое сырье

- Рано или поздно запасы углеводородов в стране будут исчерпаны. Как вы относитесь к идее отдельных наших политиков относительно продажи воды из сибирских рек в Среднюю Азию? Помнится, в 1980-е годы прошлого века общественность резко и, главное, успешно выступила против переброски части стока сибирских рек.

- Тот проект был, мягко говоря, завирательским. В 1980-е годы руководство страны приняло мудрое решение прекратить проектные работы, а научные исследования, которыми занимались сотни институтов, продолжать. Но денег ученым не дали ни копейки… Когда сегодня вернулись к идее переброски, то выяснилось, что мы ни на шаг не продвинулись в понимании этой проблемы.

Есть такое понятие - индекс водного стресса: соотношение количества потребляемого объема воды к ее запасам. В ряде стран Средней Азии и Казахстане данный индекс очень велик. Возможно, настанет время, когда нам придется делиться водными ресурсами. Вопрос, как? Вода и раньше была товаром, а теперь она становится стратегическим ресурсом, не менее важным, чем нефть и газ. Переправлять ее по открытым каналам - это все равно что ассигнациями печку топить. А уж использовать на орошение за тысячи километров - крайне нерачительно. Разумнее всего построить водовод, а также торговать чистейшей бутилированной водой.

Высказывалось в свое время мнение: чтобы спасти мелеющий Арал, нужна переброска вод сибирских рек. Но мы его не спасем и даже не сможем поддержать на нынешнем уровне! Анализ керна из пробуренных скважин в акватории Арала показал: это море уже переживало подобные катастрофы в своей истории. А потом природа сама все восстанавливала… Недавно, кстати, говорили о необходимости переброски стока Печоры и других рек в Каспий, который тоже мелел. Но в один прекрасный момент уровень воды в Каспийском море стал неуклонно подниматься, и оно уже затопило все коттеджи и постройки, появившиеся в последние десятилетия.

- Давайте заглянем в недалекое будущее. С какими новыми экологическими проблемами могут столкнуться жители нашего края?

- Самая главная проблема - все более увеличивающееся загрязнение воды. Это обширная, комплексная проблема. Очистка требует больших капиталовложений, которых у нас сейчас нет.

Не надо обольщаться нынешним влажным летом. В 2010-2012 годах нас ожидает засушливая летняя погода. Потребуется определенная адаптация нашего хозяйства. А мы к этому не совсем готовы. На чем специализируются, кроме производства зерна, в засушливой Кулунде? На мясомолочном животноводстве. Как в засушливые годы выращивать корм для скота? Нужно орошение, нужны средства на восстановление орошаемых участков. Технологически мы сильно отстали. Добавьте сюда проблемы с типом хозяйствования в новых экономических условиях. Если раньше в колхозе могли орошать по 500 гектаров земли, то у фермеров в лучшем случае - пять или 10.

Боюсь, нам опять придется столкнуться с "пыльными бурями". И не только в связи с изменением климата и с тем, что наши крестьяне, к сожалению, часто возвращаются к отвальной вспашке земли. Беда в том, что посаженные когда-то лесополосы деградируют и приходят в упадок. Даже если сегодня вновь заняться крупномасштабной посадкой саженцев, нужно время, чтобы появились новые полноценные лесополосы, а это 20-25 лет.

 - Что нужно нашему среднему и мелкому бизнесу для успешного участия в каких-либо экологических проектах?

- Прежде всего хороший экологический аудит. Законы, касающиеся взаимоотношений человека с природой, будут ужесточаться. Сейчас на экологию мало кто из политиков обращает внимание. Но это до поры до времени. Чистые продукты. Чистый воздух. Чистая вода. Маятник обязательно качнется в эту сторону. И качнется так, что требования к среднему и малому бизнесу неизмеримо возрастут. Маленький пример. Производство экологически чистых расчесок. На Западе считается, что лучшие расчески получаются из березы. Где ее взять? На Алтае. Но чтобы алтайскую расческу покупали, необходимо пройти так называемую добровольную сертификацию. Не так давно я привлекался в экспертную группу по проведению такой сертификации. Приезжали специалисты из Лондона - есть такая Система Вудмарка. И проверяли они не только расчески, но и то, где этот лес растет и как население… собирает ягоды с грибами. Сохраняют ли лесозаготовители лесосеку, обеспечивают ли они воспроизводство, как складируют продукцию? Как на заводе соблюдаются экологические и социальные требования? Лишь получив добровольную сертификацию, можно надеяться на успешный сбыт в Европе своей продукции!

Нужна широкая экологическая пропаганда. Конкретная, не формальная, не показушная. Наивно полагать, что это дело одного только государства. Поверьте: экологическая грамотность населения завтра станет одним из важнейших показателей уровня развития страны. Об этом говорят примеры Германии, Франции, Испании, Италии. Жизнь нас заставит делать то же самое.

- В науке есть еще немало необъясненных феноменов. Что для вас остается загадочным в химическом соединении Н2О?

- Да все! Мы имеем дело не с чистым соединением Н2О, а со сложнейшими растворами. Мы пытаемся распознать их физические, химические и - боюсь быть обвиненным в мракобесии! -- информационные свойства, о чем уже говорят многие ученые. Я, как представитель академической науки, не хотел бы с ходу отвергать вопрос об информационных характеристиках воды, но меня могут убедить только результаты серьезных экспериментов.

- Про воду есть много красивых сентенций. Какая из них вам нравится больше всего?

- Вода -- это наша жизнь. И измерить ее и познать так же сложно, как саму жизнь. 

Справка

Юрий Винокуров - директор Института водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул). Родился 30 мая 1940 года, доктор географических наук, профессор. Специалист в области ландшафтоведения, мелиоративной географии, гидрогеологии, водопользования, эколого-географических исследований и региональных аспектов устойчивого развития. Автор 252 научных работ (в том числе 13 монографий) и двух изобретений. Заслуженный эколог РФ, лауреат премии Алтайского края в области науки и техники, награжден медалью "За доблестный труд".

Научный вопрос

- Какие уроки необходимо извлечь из крупнейшей за последнее время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС? Стала ли она для ученых громом среди ясного неба или эта техногенная катастрофа рано или поздно должна была произойти? 

- Я бы не назвал ее громом среди ясного неба, хотя все катастрофы в какой-то мере непредсказуемы. Ни в коей мере не призываю возвращаться в СССР, но в те времена жесточайшим образом соблюдался регламент обслуживания. Условно говоря, если положено для предотвращения возможной вибрации лопастей турбины синхронизировать их работу через определенное время, то это обязательно делали. Регламент! Его выполнение поручалось наиболее квалифицированным работникам. Многие нынешние аварии идут от нашей необязательности, беспечности, постоянного отступления от правил и нормативов. Что такое рыночная экономика для среднестатистического российского управленца? Получить максимум прибыли при минимуме затрат. А любой регламент - это затраты. Нет регламентных работ - нет затрат! 

Справка

Институт водных и экологических проблем (ИВЭП) Сибирского отделения Российской академии наук был основан 1 сентября 1987 года на базе лабораторий ряда институтов Сибирского отделения РАН, проводивших исследования природно-ресурсной и экологической направленности. Образование института было вызвано возраставшей необходимостью создания в СО РАН научно-исследовательского центра, призванного расширять, а в перспективе и координировать исследования по проблемам окружающей среды, охраны водных и других природных ресурсов и их рационального использования. Организатором ИВЭПа и его первым директором был академик Олег Васильев, ныне советник РАН. С октября 1995 года директором института является доктор географических наук Юрий Винокуров.