сентябрь 8, 2009
Предприятиям, специализирующимся на производстве сыров, названия которых созвучны со словами "Советские" и "Горный", придется вести переговоры с "Советским маслосырзаводом", зарегистрировавшим права на эти торговые марки.
У алтайских сыров есть имена.
Анна Зайкова
В начале августа "Советский маслосырзавод" разослал в торговые сети уведомление о том, что сыры других производителей, использующих в названиях слова "Советские" и "Горный", а также сходные с ними до степени смешения, являются контрафактом.
"Мы действительно получили такое письмо, — подтвердил Юрий Никитин, генеральный директор "Торгового двора "Аникс". — Насчет того, сыры каких производителей были отозваны, сказать ничего не могу, эти вопросы находятся в ведении коммерческого отдела".
"Требования, изложенные в уведомлении, мы выполнили сразу же после его получения. У нас был лишь один поставщик, использовавший названия "Советский" и "Горный", и он забрал снятую с реализации продукцию в полном объеме", — сообщили в коммерческом отделе "Аникса".
По информации газеты "Ваше дело", в краевом Управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности в августе за закрытыми дверями прошли совещания по вопросам взаимодействия производителей сыра и правообладателя, зарегистрировавшего торговые марки. "Совещание проходило по инициативе представителей "Советского маслосырзавода", — сообщил источник в управлении. — Их опасения понятны, в то же время правообладатель действует в рамках закона. Вопрос непростой, пытаемся в нем разобраться".
Ситуацию "ВД" согласился прояснить Андрей Шпынов, по доверенности представляющий интересы "Советского маслосырзавода". Он представил свидетельства на товарные знаки. В
соответствии со свидетельством № 300 036 товарный знак "Советские" был зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и обслуживания России 10 января 2006 года на компанию
"Алтайские сыры", зарегистрированную и расположенную в Москве. Другое свидетельство —
№ 270 807 подтверждает факт регистрации торгового знака "Горный" закрытым акционерным обществом "Советский маслосырзавод". Приложение к свидетельству № 300 036 гласит, что в марте
2008 года компания "Алтайские сыры" переуступила товарный знак "Советские" в пользу "Советского маслосырзавода".
"Мы ни в коем случае не собираемся запрещать кому-либо производить сыр по технологиям, которые были разработаны еще в советские годы, — утверждает г-н Шпынов. — Свидетельствами зарегистрирована торговая марка, но не рецептура. Своими действиями мы хотим обратить внимание на принадлежность товарных знаков "Советские" и "Горный" конкретному предприятию и договориться с другими участниками рынка о дальнейшем взаимодействии в плане производства и продвижения продукции под этими торговыми марками". Как заметил Андрей Шпынов, эту задачу силами одного "Советского маслосырзавода" не осуществить. Один из возможных вариантов дальнейшего сотрудничества — создание некоего консорциума производителей, которые будут выпускать сыры с наименованием "Советские" и "Горный".
Впрочем, пока не ясно, на каких условиях будут взаимодействовать сыродельческие предприятия. Не исключено, что правообладатель будет настаивать на дальнейшем использовании торговых марок "Советские" и "Горный" только после получения другими производителями сыра соответствующего разрешения.
Сыроделы Алтая по-разному относятся к такой перспективе.
"Никаких проблем в том, чтобы договориться о сотрудничестве и дальнейшем использовании торговых марок я не вижу, — заметил Антон Смыков, коммерческий директор группы компаний "Киприно". — Информация о праве на эти торговые марки не первична, правообладатель озвучил ее год назад, но на тот момент не стал запрещать другим маслосырзаводам производить и продавать сыры под названием "Советский" и "Горный".
Впрочем, по словам Ольги Воронковой, директора "Алтайского маслосырзавода", с которого, собственно, и началась история сыра "Советский", многие производители сегодня обеспокоены судьбой этого брэнда. "Если условия окажутся неприемлемыми, заводы либо откажутся от выпуска сыра "Советский", либо начнут выпускать его под другими названиями. В результате потребитель забудет о брэнде, который сегодня составляет гордость алтайских сыроделов", — заявила она.
По мнению же Александра Майорова, директора Научно-исследовательского института сыроделия Сибири, алтайским заводам необходимо добиться некоего моратория на использование этого наименования.
"Я не эксперт в области прав на интеллектуальную собственность. Но что касается сыра "Советский", для меня это не просто название, а технология производства, — говорит Александр Майоров. — В свое время по аналогичному вопросу российские производители сыра спорили с московским заводом "Карат", зарегистрировавшим исключительное право на возможность использования торговой марки "Янтарь". Сыроделам удалось отстоять свои права, и сегодня продукт с таким названием выпускают многие товаропроизводители".
Сыр "Советский" был разработан еще в 30-е годы профессором Гранниковым и выпускался в дальнейшем большим количеством предприятий, заметил Майоров. "Конечно, каждый производитель может иметь свой собственный, уникальный брэнд. Но пусть в этом случае это будет абсолютно новая продукция, как, например, в случае с сыром "Ламбер", — считает г-н Майоров. Право на использование этой торговой марки, а также на использование уникальной формы в виде приплюснутого шара сыра этой марки принадлежит компании "Вимм-Билль-Данн", и его производит только одно предприятие, заметил Александр Майоров.
Изготовление первой партии сыра "Советский" как аналога знаменитому швейцарскому сыру было начато на Верх-Айском и Куяганском, а закончено на Алтайском маслосырзаводе в 1932 году. По одной из версий, такое название сорта появилось с подачи Иосифа Сталина.
На сегодняшний день на Алтае производится около 50 наименований сыров. По данным за 2008 год, в регионе было произведено порядка 64 тыс. тонн сыра, из них около 1 тыс. тонн приходится на сыры "Советский" и "Горный".