сентябрь 9, 2009
Известный барнаульский предприниматель Сергей Хачатурян почти год (с момента скандального закрытия своей медиаструктуры) не баловал общественность громкими акциями. И вот оно. Случилось.
"Алтайвагон".
Дмитрий Кудрявцев
4 сентября в сугубо камерной обстановке галереи "Кармин" он и его партнер Виктор Величко собрали пресс-конференцию. На экране сменяли одна другую схемы, объясняющие, как у них увели акции "Алтайвагона", почему завод продает вагоны себе в убыток и берет на себя чужие долги.
В "Алтайвагоне", однако, имеют свою версию происходящего.
"Я зачитаю один документ – корпоративный договор, существо настоящего договора конфиденциально и не подлежит разглашению, – поведал Сергей Хачатурян. – При нарушении условий конфиденциальности виновная в том сторона уплачивает остальным товарищам неустойку в размере... Ну, вы представляете. Там большие суммы".
Но таков уж закон жанра: Хачатурян секрет раскрыл. Для начала, впрочем, он объяснил: три основных акционера "Алтайвагона" – Виктор Величко (москвич), Сергей Хачатурян и Владимир Гридин (тогда кемеровчанин, а нынче депутат Госдумы) – в свое время сосредоточили у себя значительный пакет акций. Точную цифру он затруднился назвать, но, по данным аналитической справки, которой снабдили журналистов, это 75%.
Так вот, согласно секретному договору, только эти три человека лично или через аффилированные структуры должны оставаться основными владельцами акций.
Однако в июле нынешнего года владельцами 72,4% акций завода против воли Величко и Хачатуряна стали три неизвестных им гражданина. "Получается, украли. Кто? Не знаем, – улыбается Хачатурян. – У меня хоть всего 8 процентов украли, 24 остались. А у Виктора Ивановича все".
Схему увода акций герои дня объяснили несколько противоречиво. Почти три года назад для управления заводом и его филиалами была создана новая структура – "СДС-Маш". Два акционера завода – Величко и Гридин, судя по всему, обменяли свои "вагоностроительные" акции на 33% акций этой структуры. Соответственно, их акции завода оказались на балансе "СДС-Маша" – этакий чейндж. Новая компания, которую возглавил Виктор Величко, занялась, в частности, продажей вагонов по агентскому договору.
Хачатуряна, однако, такой чейндж не устроил, и свои акции он оставил у себя (лично и в компании "Веста") – так гласит аналитическая справка.
И вот акции "Алтайвагона", находящиеся на балансе компании "СДС-Маш", кто-то продал и перепродал: сначала трем работникам "Алтайвагона", а уж потом – вышеупомянутым незнакомцам. "Продали по рублю за акцию", – возмущается Хачатурян. То есть за 153 195 рублей, тогда как, по его данным, примерно такой пакет еще недавно оценивали в 820 млн. долларов! Каким образом сам главный организатор конференции потерял свои 8%, если он никаких акций в "СДС-Маш" не передавал, объяснения даны не были.
Ну а затем в июле уволили с поста гендиректора "СДС-Маша" Виктора Величко и его зама Татьяну Утеву (она якобы отказалась согласовывать сделку по выводу акций). "Я душу вложил в этот завод!" – восклицает Величко.
Хачатурян называет все это рейдерским захватом со стороны своих бывших друзей. Цель захвата – решить проблемы кемеровского холдинга СДС, учредителем которого является, в частности, Гридин. Входящие в СДС предприятия, по словам Сергея Грантовича, имеют огромные убытки (порядка 1,5 млрд. рублей за первый квартал) и долги по кредитам, займам и лизингу (37,8 млрд. рублей). А поручитель по части кредитов – "Алтайвагон".
"Вагоны при себестоимости 1 миллион 429 тысяч продавали за 950 тысяч, на каждом вагоне примерно полмиллиона убытков, – продолжает Хачатурян. – Но что самое интересное, они продаются фирме, которая называется "Новотранс", ее владелец Гридин". Если так дело пойдет и дальше, то, прогнозирует бизнесмен, завода не будет!
Сделав столь скандальные заявления, Хачатурян и Величко тем не менее добавили, что к диалогу готовы: на заводе еще не все потеряно. Пока же диалог ведется в основном через суд, в котором обе стороны оспаривают сделки.
В "Алтайвагоне" не отрицают факта продажи и перепродажи акций. Однако называют это мерой по защите активов. Первоначально "увести" все 153 195 акций "Алтайвагона", находящихся в "СДС-Маше", вознамерился сам Виктор Величко. Что он и начал делать.
Затем представители Величко и Хачатуряна обратились к реестродержателю с документами о переводе принадлежащих "СДС-Машу" акций "Алтайвагона" на нескольких граждан, по внешнему виду напоминающих лиц среднеазиатских национальностей. В результате совершения такой операции ценные бумаги пришлось бы разыскивать на "бескрайних просторах" Таджикистана, Узбекистана или Киргизии. Поэтому и было принято решение о защите активов.
Комментируя решение об увольнении Татьяны Утевой, на заводе подчеркнули, что по времени оно совпало с исчезновением жесткого диска из ее рабочего компьютера, являющегося собственностью "Алтайвагона" (имеется соответствующее уголовное дело).
Первое полугодие 2009 года для завода было архитрудным. У предприятия не было альтернативы, кроме как продавать вагоны по рыночной цене, находящейся на уровне прямых затрат. По этой цене продукция продавалась не только "Новотрансу", но и другим редким заказчикам. Сегодня же ситуация изменилась: имеющиеся контракты позволят полностью загрузить предприятие. В настоящий момент "Алтайвагон" ведет набор персонала, численность работников планируется восстановить до предкризисного уровня.
В "Алтайвагоне" подчеркивают и другой важный факт: продажами вагонов по агентскому договору занималась компания "СДС-Маш", гендиректором которой являлся сам Величко.
На предприятии предложили свою версию происходящего. Во-первых, нет никакого упоминания о якобы оставшихся у Хачатуряна 8%. "Их виртуальное наличие необходимо ему для оправдания своего активного участия во всем этом деле, – пояснил собеседник „СК“. – Во-вторых, последние два года он постоянно вел разговоры о намерении найти покупателя на свой пакет. В случае успеха стоимость личного сравнительно небольшого пакета возросла бы многократно, превратившись в стоимость контрольного. „Кавалерийская“ часть „рейдерской операции“ закончилась, уступив место затяжной и нудной осаде".
В структуру ЗАО "Холдинговая компания „СДС“" входят ОАО "СДС-Маш" (СДС владеет 66,67% акций этой компании), ОАО "ХК „Новотранс“", "Прокопьевск-Уголь", ОАО "СДС-строй", "СДС-Агро", "СДС-Алко", "СДС-Энерго", "СДС-Аэро", "СДС-медиа" и др. Выручка ЗАО за первый квартал 2009 г. – 11 млрд. рублей, убыток – 1,46 млрд. Совладельцы ЗАО, по данным С. Хачатуряна, – Михаил Федяев, Владимир Гридин, депутат Госдумы, и его сын Андрей Гридин.