сентябрь 11, 2009
Обучение письму, счету и чтению давно стало нормой для дошкольного образования. Игра в этом процессе часто отступает на второй план, а иногда и вовсе выносится за скобки. О том, к чему это может привести и как избежать нежелательных последствий, "СК" рассказала Елена Кравцова, директор Института психологии им. Л.Выготского.
Дошкольники сами для себя всегда самые лучшие.
Анна Зайкова
– В дошкольное воспитание стали включать школьные методики, только разбавляют пожиже. И хотя все понимают, что такой подход имеет массу недостатков, им продолжают пользоваться. Но нельзя забывать, что существуют определенные закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте, не учитывать которые просто грешно. К ним относятся в первую очередь игра, развитие воображения и всестороннее общение. Если все эти компоненты присутствуют, ребенок в дальнейшем сможет учиться в любой школе, по любой программе и у любого учителя.
– Почему именно игра, с вашей точки зрения, имеет такое значение и как сочетать ее с обучением?
– Не наигравшись в свое время, многие первоклассники в школу ходят не учиться, а играть. Это, поверьте, для учителя почти конец света! Ведь в таком случае дети считают, школа – это прежде всего ранец, форма, тетрадочки и так далее, а только потом обучение. И все, что касается перехода от незнания к знанию и от неумения к умению, для них происходит "понарошку".
Игра дает тот необходимый смысл, который формирует отношение ребенка к предмету. Так, играя в магазин, дошкольники легко учатся счету. Для этого они приносят из дома старые открытки, карандаши, игрушки и другие безделушки, а потом покупают. При этом взрослые назначают цены на товары и выдают деньги. Хочешь что-то купить? Прояви сообразительность. Это в значительной степени игра, но спустя неделю дошкольники начинают не только великолепно считать, но и использовать полученные знания. Стандартная же система предполагает заучивание таблицы сложения, в результате чего детям требуется еще какое-то время, чтобы овладеть ею на практике.
– Но ведь в школе с ребенка, скорее всего, начнут требовать именно заучивания правил…
– Правильное дошкольное воспитание помогает ребенку в дальнейшем справляться с подобными ситуациями, а не наращивать комплексы.
Хотя, конечно, бессмысленно перестраивать систему дошкольного образования, не меняя школьного. Очень важно, чтобы у нас учителя и воспитатели одинаково хорошо понимали, что происходит с детьми при переходе из детского сада в школу.
– Во многих дошкольных учреждениях в качестве поощрений вводят фишки разного цвета – аналог школьным оценкам. Некоторые родители считают, что это очень стимулирует детей. Как к этому относитесь вы?
– Дошкольники сами для себя всегда самые лучшие. Именно поэтому они редко сдаются, даже если что-то у них не получается. Но важно понимать, что если у любого взрослого человека есть два вида самооценки – общая и в деятельности, то у ребенка самооценка целостная. Поэтому когда ему говорят, что он плохо нарисовал или неправильно решил задачу, он делает вывод: меня не любят. Очень многие этот важный момент упускают из виду.
– На что вы посоветуете родителям обратить внимание при выборе "предшколы"?
– С формальной стороны нужно посмотреть, как в данном учреждении осуществляется взаимодействие с семьей, то есть насколько родители ребенка правомочны что-либо делать. А с фактической – просто прийти, провести в группе денек-два, а потом задать себе вопрос: мне здесь хочется остаться, мне здесь комфортно? Иногда необходимо на своей шкуре проверить какие-то вещи. Например, я уверена, что большинство родителей, поддерживающих оценочность, просто не видели, как плачут дети, которым досталась не та фишка, или как они начинают баловаться, чтобы обратить на себя внимание педагога.
Елена Кравцова, директор Института психологии им. Л. Выготского при Российском государственном гуманитарном университете, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, специалист в области возрастной психологии, а также автор множества научных публикаций.