сентябрь 16, 2009
– Как говорил один наш ученый, селекция – это сладкий яд. "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань", – писал Пушкин, а селекционеры занимаются именно этим. Мы создаем формы, которых нет в природе, и это очень интересно. Я, например, получил гибрид груши и вишни войлочной.
Иван Пучкин – руководитель селекционного центра НИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко.
Анна Зайкова
Мой жизненный путь определила любовь матери к растениям. Затем я попал в Новосибирский сельхозинститут, и Иван Матвеевич Леонов, ближайший ученик Мичурина, увлек меня садоводством. Он связал меня с моим будущим шефом Владимиром Сергеичем Путовым, который работал на чемальском пункте. Благодаря этим людям я стал селекционером, и сейчас это уже тягло, которое так затягло, что никуда не свернешь.
Лисавенко я не застал, пришел в институт в 1971 году, уже после его смерти. В институте было заведено так: если видели, что человек работает, его слишком-то никто не направлял. Советовали, но не принуждали. Давали свободу: занимайся творческим трудом, покажи, что ты умеешь….
Сейчас я человек в возрасте, но у меня нет надежных наследников, которые были бы так же увлечены селекцией, как я. И эта проблема существует во всех институтах нашего направления: ребята грамотные, работящие на зарплату младшего научного сотрудника в 4 700 рублей идти не хотят.
Как селекционер своим главным достижением я считаю вот что. Около 50 лет здесь выращивали груши-лукашовки, которые были завезены с Дальнего Востока. Это гибриды первого поколения, довольно урожайные, довольно зимостойкие, но плоды их пригодны только для переработки. Благодаря многолетней работе моей и моих предшественников созданы сорта груши, которые по вкусовым качествам приближены к европейским и которые могут уже некоторое время храниться.
Сорта, которые я вывел, называются Лель, Перун, Сварог, Пересвет – все это имена из русской мифологии. Если бы я не стал селекционером, я стал бы историком. Или геологом: очень люблю походы, только в Горный Алтай, к снегам, ходил 18 раз, и студентов водил, и так.
Каждый мой рабочий день летом – бешеный. Приходится все время быть на ногах, если не будешь быстро работать – ничего не успеешь. Все, что ты можешь сделать, – ты можешь сделать за лето, а потом зимой изучать и использовать полученный материал.
Есть определенные пределы, которые обозначены природой и обусловливают будущность сорта. Бананы у нас, сколько ни старайся, не вырастишь, и ничего здесь не сделаешь. Но творческое воображение и усилия, изучение и использование новых методов работы позволяют получать новые формы растений.
Когда в 1933 году создавался наш институт, здесь ведь вообще ничего не росло, только дикая сибирская яблонька.
Иван Пучкин – руководитель селекционного центра НИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко, кандидат сельскохозяйственных наук. Специалист по селекции и сортоизучению плодовых культур. Выведено (в соавторстве) пять сортов груши, пять сортов сливы. Имеет 10 авторских свидетельства. Опубликовал 62 научные работы.