Виктор Матвеев: Мне интересно работать, пока ракета взлетает

сентябрь 21, 2009

Представители телекоммуникационной отрасли прекрасно помнят Виктора Матвеева как человека, который начинал развитие сотовой связи на Алтае. Он был первым директором Барнаульского филиала "ВымпелКом", и его работа во многом предопределила сегодняшнее лидерство "Билайна" на региональном рынке. В последние несколько лет после ухода из "ВымпелКома" Виктор Викторович практически не общался со СМИ. Но, как выяснилось, он продолжает активную деятельность, являясь соучредителем группы компаний "Салоны связи", франчайзи-партнера "Дивизиона". В настоящее время сеть магазинов под этой торговой маркой является самой крупной в крае в сегменте сотовой розницы.

Виктор Матвеев считает, что ошибки управления являются причиной ухода с местного рынка "Цифрограда", "Диксиса" и ряда других компаний сотового ритейла.
Павел Водопьянов

Первый коммутатор

— Виктор Викторович, вы стояли у истоков создания сети сотовой связи в Алтайском крае и вошли в историю как человек, который привел в наш регион ныне всем известный стандарт GSM. Расскажите, как все это происходило и почему вы стали развивать в крае именно сеть "Билайн".

— Я бы разделил становление сотовой связи в Алтайском крае на два этапа. Первый этап — немассовый, когда работали компании "Сотел" и "Баско". Тогда количество абонентов во всем Алтайском крае исчислялось 5–10 тыс., а сотовых телефонов было на два порядка меньше, чем автомобилей. Мобильная связь считалась элементом роскоши. И было это всего каких-то 10 лет назад. Второй этап начался с приходом стандарта GSM. Случилось это в 2001 году. С того времени сотовая связь стала доступна большому числу людей, и сейчас в крае насчитывается свыше миллиона абонентов. Мы все помним эти события, потому что происходили они у нас на глазах.

Сегодня сотовая связь превратилась для людей в "высокотехнологичный хлеб". То есть в то, без чего нельзя обойтись. И статистика показывает, что в кризис люди готовы отказаться от многих услуг, но не от сотовой связи.

А начиналось все это, конечно, очень интересно. Брэнд "Билайн" впервые появился на Алтае задолго до 2001 года. В 1997-м мы запустили сеть аналогового стандарта AMPS под маркой "Билайн" в Бийске в рамках созданной тогда компании "Баско". Сеть состояла вначале из двух, а затем из трех базовых станций и коммутатора. Причем этот коммутатор сохранился. Сейчас он находится у нас в Барнауле и, на мой взгляд, представляет большую ценность, поскольку был первым в истории компании "ВымпелКом" и одним из первых в нашей стране. Возможно, и самым первым, но этого я не могу утверждать. Его привез в Россию в 1992 году Дмитрий Борисович Зимин, основатель "ВымпелКома", и этот коммутатор стоял на здании Министерства иностранных дел в Москве. Первый звонок в истории "Билайна" был сделан через него! В 1994 году его продали в Новосибирск, а еще через три года успешно приобрели мы.

Первый звонок в сети GSM в Алтайском крае мы совершили в последних числах декабря 2001 года, а ее коммерческая эксплуатация началась в 2002 году. С тех пор прошло всего семь лет. И сейчас сотовые телефоны есть даже у детей и пенсионеров. Если бы мне тогда сказали, что так будет, я бы не поверил. Честно говорю.

На самом деле в то время "ВымпелКом" не планировал активное развитие сети в Алтайском крае. Было намерение просто подтвердить лицензию, установив одну базовую станцию. Операторы на тот момент воспринимали наш регион как депрессивный. И только благодаря активным действиям Евгения Александровича Рубана, который был в то время региональным директором "ВымпелКома", и отчасти моим связь у нас появилась значительно раньше. Часть базовых станций выделил г-н Рубан, потому что имел такую возможность. А я договорился с одним из регионов Поволжья и вывез еще несколько базовых станций оттуда, практически "украл". И получилось, что "МТС" немного опоздала, а догонять всегда сложнее. Если бы обстоятельства сложились по-другому, в крае сегодня вполне мог бы быть совершенно другой расклад сил на сотовом рынке.

— И "Билайн" до сих пор остается лидером в Алтайском крае…

— Да, так получилось. Ведь история развития рынка во многом определяется историей компании, которая первой на него вышла. "МТС" и "МегаФон" оказались уже в роли догоняющих в плане строительства сети в Алтайском крае. А на первом этапе очень важно, сколько базовых станций ты имеешь, насколько правильно они расположены. Это определяет качество базового продукта. Сегодня отставание не так радикально, как оно было в самом начале. Поэтому вся конкуренция между компаниями переместилась в маркетинговую плоскость. И я понимаю, что в России в отличие от той же Европы этот процесс будет происходить крайне инертно. "Билайн", как мне кажется, еще определенное время будет оставаться лидером в крае. В том числе в силу того, что у российского абонента в отличие от европейского нет простой возможности: сохранив номер, перейти к другому оператору. Это удерживает.

Хотя я знаю немало регионов, где сотовая компания, которая выходит на рынок позже, путем определенных усилий и маркетинговых шагов через два-три года становится абсолютным лидером. Многое же и от людей зависит!

— Когда вы уходили из "ВымпелКома", то в интервью нашей газете сказали, что причина, по которой покидаете компанию, одна – вы считаете все поставленные перед собой задачи выполненными. Может быть, были и другие?

— Говорю вам совершенно искренне и честно, что это был добровольный шаг. И ушел я по собственному желанию. Я действительно посчитал, что выполнил свои задачи. Я, наверное, отношусь к тем людям, которые любят работать на этапе, когда ракета взлетает. Пока идет активная фаза развития, мне интересно. И, проработав пять лет директором филиала "ВымпелКом" в Барнауле, я понял, что эта фаза пройдена. Кстати, после моего ухода сменился практически весь директорский состав "ВымпелКома" в Сибири. То есть тем людям, которые были на старте, так называемым "пускачам", стало не очень интересно работать. Это нормально.

Кроме того, в последний год моей карьеры в "ВымпелКоме" я возглавлял два филиала – Алтайский и Кемеровский. Несколько раз в неделю мне приходилось совершать поездки. Я очень устал физически. И после этого взял паузу на год.

Канат сильно натянут

— Сейчас вы являетесь совладельцем группы компаний "Салоны связи" (торговая марка "Дивизион"), которая относится к независимой сотовой рознице. Первые мобильные телефоны продавал сам оператор. И сейчас многие предрекают, что скоро снова будет так.

— Первые телефоны действительно продавали операторы. Потому что тогда не было такого понятия, как sim-карта. Телефон был привязан к конкретной компании и не мог работать в чужой сети. Одним из ключевых преимуществ стандарта GSM как раз и является sim-карта. Она дает абонентам большую свободу при переходе от оператора к оператору. И независимая сотовая розница на Алтае также появилась, как хвост, вслед за приходом стандарта GSM. В Бийске у нас был свой единственный магазин, и его хватало. А когда начал развиваться стандарт GSM, мы поняли, что наш офис просто не выдержит такого количества клиентов. Тогда и образовался ряд розничных компаний, многие из которых работают до сих пор.

Брэнд "Дивизион" пришел на Алтай в 2007 году. К тому времени уже многие ушли с рынка. Сейчас этот процесс продолжается. Ушли "Диксис", "Цифроград", "Беталинк". Уже "Евросеть" потеряла независимость. Я считаю, что причина этого — в первую очередь ошибки управления, поскольку данный вид бизнеса низкомаржинальный. В отличие от сотовых операторов, которые работают на достаточно высокой марже (EBITDA – 40–50%), мы довольствуемся 1,5–3%. И для сотовой розницы это очень хороший показатель. Поэтому любая ошибка в управленческом решении может оказаться фатальной. С этой точки зрения операторам связи в розничном бизнесе будет чему научиться.

Разговоры о том, что сотовая розница скоро вся будет зависимой, я, конечно, слышу и тоже об этом думаю. И в данном случае, как обычно, надо смотреть, что с этим сегментом происходило в западных странах. Мы во многом повторяем их опыт, и то, что операторы будут вынуждены создавать свои розничные сети, мне было очевидно еще три-четыре года назад. На любом европейском рынке все сотовые операторы имеют свою розницу, которая работает под их же брэндами. Но в то же время есть достаточно серьезные крупные компании, которые остались мультибрэндовыми. Допустим, в Великобритании это Carphone Warehouse, 4you. Я думаю, что такие компании останутся и в России. Конечно, сейчас канат натянут с разных сторон, но мы пока умудряемся сохранять баланс. И работаем со всеми операторами. Но каждая из компаний "большой тройки" на Алтае стремится привлечь нашу сеть "Дивизион" на свою сторону, как, впрочем, и других независимых продавцов.

— Сеть "Дивизион" сегодня самая крупная в Алтайском крае в сегменте сотовой розницы. Какие у вас дальнейшие планы по развитию?

— В крае процесс развития вширь уже, наверное, закончился. Сейчас мы имеем порядка 100 магазинов. Хотя регулярно четыре-пять точек закрываем, затем снова открываем, потому что города меняются, возникают новые торговые места. Но общее количество салонов остается постоянным. Прошедшим летом в качестве пилотного проекта были открыты пять торговых точек в Новокузнецке. Если опыт окажется положительным, возможно, будем развиваться в других регионах.

 — То есть "ракета еще не взлетела"?

— В силу низкомаржинальности этого бизнеса получается, что здесь она постоянно взлетает. И управление ведется практически в ручном режиме. Тем более в период общей финансовой нестабильности. Потому у меня глаза блестят, мне интересно работать. В начале кризиса мы думали, что, возможно, придется закрываться или продавать компанию. Ведь многие крупные федеральные сети постигла такая участь. И надо было приложить очень серьезные усилия, чтобы ее избежать. Сейчас наши финансовые показатели даже улучшились по сравнению с прошлым годом. Возможно, это отчасти связано с тем, что многие игроки ушли с рынка.

— В то время, когда вы были директором филиала "ВымпелКома", в компании прошел ребрэндинг. Расскажите, как это происходило и как восприняли "новое лицо" "Билайна" абоненты? 

— Любая новая идея проходит несколько стадий. Вначале ее воспринимают в штыки, потом все с ней соглашаются, а по истечении определенного времени все говорят: "Так это же была моя идея!" Помню, как нас, директоров филиалов, собрали в Москве и показали первые наработки по ребрэндингу. Я не хочу сказать, что отторжение было жесткое, но сомнения по этому поводу были у многих. Коллеги задавались вопросом: а не агрессивен ли новый брэнд? Ведь черно-желтым раскрашены знаки опасности. Хотя на самом деле цвет символа "Билайн" не желтый, а медовый. Но потом жизнь показала, что это было абсолютно правильное решение. Стоимость брэнда в течение нескольких лет значительно выросла. Абоненты, мне кажется, тоже нормально новшество восприняли. Действительно, логотип компании стал более ярким и дружественным. И лично мне он тоже нравится.

О чем еще рассказал собеседник

О дальнейшем развитии сотовой связи

— Поворотные моменты в развитии сотовой связи уже вряд ли будут. Какой может быть поворотный пункт в существовании хлеба? Возможно, изобретут какие-то новые рецепты. Так и для сотовой связи — придумают какие-нибудь новые тарифные планы. Но это будет восприниматься обыденно и спокойно, поскольку услуга уже прочно вошла в жизнь. Ситуацию, на мой взгляд, не сможет изменить и 3G. Потому что основные доходы операторы сотовой связи получают все-таки от телефонии. А стандарты третьего поколения ориентированы на дополнительные услуги – видео, Интернет. Но пользоваться ими через сети сотовых компаний не очень удобно – пока скорости маловаты. Алтайский сотовый рынок мог бы встряхнуть приход оператора-дискаунтера Tele2. Но у него нет лицензии на работу в регионе. Он может либо купить какую-то компанию, например "Алтайсвязь", либо получить лицензию, что, на мой взгляд, проблематично.

Как Зимин приезжал на Алтай

— На одной из встреч, проведенной по инициативе Евгения Рубана, мы пригласили основателя "ВымпелКома" Дмитрия Зимина к нам на Алтай. Мы не ожидали, что он согласится приехать, а он вдруг и правда решился. Уникальный человек! Он первый вывел российскую компанию на американскую биржу. По большому счету, Зимин является одним из первых российских олигархов. Но он не приватизировал нефтяных скважин, а заработал деньги головой. При этом он до невозможности прост в общении. В составе сибирской группы руководителей "ВымпелКома" я провел с ним несколько дней на Телецком озере. И это одно из самых памятных событий в моей жизни, потому что у этого человека многому учишься. 

Что мы знаем о Викторе Матвееве

Виктор Викторович Матвеев родился 17 апреля 1962 года в Новосибирске. В 1985 году окончил Ленинградский технологический институт. Через три года защитил диссертацию в Ленинграде и получил степень кандидата технических наук. В 1997 году окончил Новосибирскую международную школу банковского дела. "Сотовым" бизнесом занялся в 1996 году. Пять лет (с 1997 по 2001 год) проработал в должности директора бийской сотовой компании "Баско". В декабре 2001 года возглавил Барнаульский филиал компании "ВымпелКом". С 2005-го совмещал руководство двумя филиалами компании — Алтайского и Кемеровского. В 2006 году покинул "ВымпелКом". С 2007 года является совладельцем группы компаний "Салоны связи" (торговая марка "Дивизион").

Виктор Матвеев женат, у него трое детей. "Никогда не упускаю возможности съездить на рыбалку или покататься на коньках, где бы я ни находился", — говорит он.