сентябрь 22, 2009
В следующем году доходная и расходная части бюджета останутся на скорректированном уровне 2009 года, считает вице-губернатор, председатель комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Владимир Притупов.
— Сейчас проводятся оценки. Мы не видим оснований для резких колебаний в сторону как увеличения, так и уменьшения объемов по каким-то налогам. В целом ожидаем, что доходы 2010 года будут иметь положительную динамику. Это будет невысокий процент, но структура экономики края и то, что мы сделали в 2009 году, учтя проблемные вещи, которые были, будет обеспечивать нам положительную динамику. Также мы считаем, что муниципалитеты как в 2009-м, так и в 2010 году более защищены в силу налоговых поступлений. Так получилось, что все "падающие" налоги сконцентрированы в краевом бюджете и весь удар на себя принял именно он. Муниципалитеты остались защищенными. Эта тенденция позволит нам стабильно исполнять их бюджеты и в 2010 году. Все изменения, которые произойдут в налоговой сфере, затронут краевой уровень, они не должны приводить к сокращению местных бюджетов. Прогнозы мы эти скоро завершим.
— Будут ли сокращаться инвестиционные расходы бюджета?
— Нет, они могут только видоизмениться. Мы сегодня оцениваем 2010 год с точки зрения того, что не должны быть косными. Мы должны реагировать на меняющуюся ситуацию. Сегодня до конца неизвестно, как будет складываться экономическая ситуация, неизвестно, как будут сформированы отдельные расходы на федеральном уровне. В этом году бюджет видоизменялся пять раз. И мы планируем, что будем и дальше адекватно реагировать на те вещи, которые будут происходить. Задача — наиболее эффективно использовать бюджетные средства. Сегодня обсуждаются темы даже по увеличению инвестиционных расходов. В этой ситуации мы сохраняем позицию последних трех лет — не увеличиваем принятие новых обязательств на 2010 год, но в то же время принципиально важные задачи по созданию инфраструктуры для инвестиций — дорог и т. д. — сохраняем в полном объеме. Они дают совершенно другой мультипликативный эффект.
— Возможно ли увеличение объемов приватизируемого имущества для увеличения доходов бюджета?
— Такие варианты рассматриваются. Увеличение программы приватизации рассматривалось и при корректировке бюджета 2009 года. Тогда было определено несколько тем, которые требуют предварительной проработки. Использование неналоговых платежей, повышение ставок по аренде. Сегодня есть невостребованные объекты, а есть объекты, которые очень легко и дорого можно продать.
— Будет ли расти помощь муниципалитетам? Ведь во многих из них ситуация достаточно тяжелая.
— Надо смотреть в целом, насколько корректно планировался бюджет, насколько были учтены рекомендации, которые давались в 2008–2009 годах. Мы оцениваем не только исполнение бюджета, но и динамику по сравнению с предыдущим периодом. В целом динамика по муниципальным образованиям положительная, и она обусловлена теми видами налогов, за счет которых их бюджеты наполняются. НДФЛ, земельный налог, налог на имущество, спецрежимы достаточно стабильны, они не связаны с экономическими показателями деятельности. В городах на исполнение бюджетов большое влияние оказали неналоговые доходы. Что касается финансовой помощи муниципальным образованиям в 2010 году, то планируется, что дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности не уменьшится.