Градообразующее предприятие Ярового терпит бедствие

сентябрь 23, 2009

Эта многосерийная драма разыгрывается здесь лет 10, не меньше. Но сегодня она, похоже, близка к развязке: завод "Алтайхимпром", с которого когда-то начиналось Яровое, в патовой ситуации. "С 14 сентября основное производство здесь остановлено, – говорит Марина Пахолкова, председатель профкома. – Работают только вспомогательные цехи и сотрудники, занятые на субсидированных местах. Проводят научные исследования, делают ремонт. Но сырья на это не купишь!"

Долги

Увы, информацией о том, что "Алтайхимпром" без пяти минут банкрот, давно никого не удивишь. Листаю постановления краевых чиновников о заводе аж с 1998 года. Чуть не каждый год констатация кризиса и новый утопичный вариант спасения.

В 2003 году по решению крайадминистрации из завода выделили ТЭЦ и четыре цеха: создали новое и, надеялись, жизнеспособное производство средств химзащиты растений – "Алтайские гербициды". Но новое предприятие работает как энергокомпания, доля гербицидов в продажах – менее 1%. Такова эффективность решения чиновников.

"Алтайхимпром" одно время начал расти, 2007-й был лучшим с 2003 года. Но к январю 2009-го его долг кредиторам почти в три раза превысил всю выручку 2008 года (кредиторка 618 млн. рублей, выручка – 248 млн.). Читаю материалы одного из судебных дел. На трех счетах завода 0 рублей 0 копеек. Еще на одном 3 650 рублей, а сумма неоплаченных документов, выставленных к счету, более 500 млн.! Приставы арестовывают что могут – завод отбивается как может.

Энергетика

А меж тем чиновники продолжают заседать. Предприятие для города значимое, обеспечивает очистку городских стоков, подает на ТЭЦ сжатый воздух, воду и кислород. Как о нем забыть? Летом дело "Алтайхимпрома" рассматривали аж в Минпромторге. На словах констатировали тяжелое положение и поручили разработать антикризисный план. Но положение что-то не улучшается.

"Завод всегда должал нам за электричество и тепловую энергию, а к осени выходил практически на ноль, потом за зиму снова накапливал долг", – рассказывает Сергей Шкарупа, гендиректор "Алтайских гербицидов".

К нынешней же осени долг за энергетику достиг исторического максимума: на 1 сентября 27,4 млн. рублей – седьмая часть годовой выручки "Алтайских гербицидов". "Постоянно составляем графики погашения, завод их все время срывает,– говорит Шкарупа. – Впечатление, что собственников это не волнует".

Скандал

Слова "собственника не волнует" – это к владельцу 52% акций московской компании "Реформа". Со второго крупного акционера – госкорпорации "Ростехнологии" – какой спрос: он оформил передачу федеральных акций в собственность только весной.

"Реформа" же успокаивает. "На заводе скоро многое изменится к лучшему, – заявил "СК" Сергей Глембо, представитель "Реформы". – Интерес проявил стратегический инвестор". На вопрос, продаст ли "Реформа" этому инвестору свои акции, Глембо ответил: "Посмотрим". И что стоит за его оптимизмом – блеф или что-то еще, знает только сама "Реформа".

Вообще, годы реформ от "Реформы", ставшей владельцем акций в 2004 году, заводчан, мягко говоря, не вдохновляют. "Они не созидатели, они разрушители, приобрели предприятие за долги и никаких инвестиций толком не сделали, зато выводили активы", – возмущаются в профкоме.

Предположения, что предприятие лишилось части перспективных активов, высказывают и другие источники, причем в числе отчужденного имущества называют даже мобилизационные мощности, а ведь их ни продавать, ни передавать в другие компании нельзя. Короче, скандал.

Шанс

Что особенно обидно: завод-то не безнадежен. "Фармсубстанции и средства для дезинфекции востребованы на рынке, но предприятие остро нуждается в финансовом оздоровлении", – говорит один из экспертов газеты "Свободный курс".

Нет, разумеется, завод еще пытаются спасти. Краевые власти поддержали его общественными работами, включили в кластер. Минрегион внес в список социально значимых, но что из этого? Завод от Минрегиона не получил ничего, зато пожарная спецчасть, которая обязана тушить пожары на площадке "химпрома", по данным "СК", получила несколько десятков миллионов рублей на строительство (по линии МЧС). Хотя тушить ей, похоже, скоро будет нечего.

В профкоме очень надеются на "Ростехнологии" – все ж таки государственная структура. Глядишь, соберет она выведенные активы да заберет как-нибудь пакет акций у никудышного собственника "Реформы". Но госкропорация "поспешает медленно", несмотря на все призывы президента РФ о повышении эффективности подобных структур. Ну, оформили пакет акций, ну, сменили председателя совета директоров. Вот, по сути, и все. Да и что может сделать структура, в составе которой более 400 предприятий, а треть из них тоже без пяти минут банкроты? В госкорпорации на наш запрос не нашли возможности ответить.

"Все эти годы никто так и не решился начать оздоровление, – говорит наш эксперт. – Наверное, выгоднее закачивать миллионы в бюджет города, чем способствовать развитию бизнеса, который мог бы этот город содержать".

Диагноз

За диагнозом "патовая ситуация" много чего стоит. И многолетняя утечка мозгов. И старение персонала: из 1 000 работников здесь более 300 пенсионеры. И кадровая чехарда: собственники меняли директоров, что называется, как перчатки. И, понятно, мировой кризис.

Кризис здесь почувствовали еще в начале 2008-го. Весной того года представители завода поехали на Украину, потреблявшую 30% смазочных и гидравлических жидкостей. Приехали, а Украина вся стоит или на грани остановки. Упали поставки и в Казахстан, а потом "обвалилась" и Россия. 2008-й предприятие закончило со спадом в 30–40%.

Новый, 2009 год нового счастья не принес. С февраля здесь перешли на трехдневку. "В июле вся выручка завода составила 9 миллионов рублей, – говорит Марина Пахолкова, председатель профкома. – Чтобы выйти на точку безубыточности, нужна выручка хотя бы в 40–45 миллионов". 

Справка

400 субсидированных рабочих мест сегодня существует в "Алтайхимпроме". С 1 октября, по данным профкома, останется только 200.