сентябрь 23, 2009
– Привозишь на элеватор зерно, а тебе то клейковина низкая, то влажность высокая – замечательное основание зарезать цену, везешь на другой – оказывается, все показатели в норме, и принимают без проблем, только сегодня много не наездишься, – сетует один фермер на переработчиков.
Крестьянский труд.
Анна Зайкова
Насколько распространены такие случаи, какие способы существуют, чтобы обойти сей неприятный момент, выяснял корреспондент газеты "Свободный курс".
За 20 лет, что я занимаюсь фермерством, насмотрелся всякого. Могут занизить содержание клейковины в зерне или завысить влажность. Согласен – сдавай, не согласен – делай что хочешь.
Хотя все это цветочки по сравнению с тем, что происходит с закупочными ценами. На рожь и горох они упали в два раза по сравнению с прошлым годом. Причем в прайсах, которые попадают на стол чиновникам, значатся одни цены, а на элеваторах – совсем другие.
Судя по распечатке, которая пришла в наше райсельхозуправление, мы могли бы сдать горох по цене 4 200 рублей за тонну. Позвонили на элеватор, и нам ответили, мол, откуда вы взяли такую цифру. 3 300 и все.
О таких случаях я много слышал от других фермеров, но сам не сталкивался, поскольку все зерно перерабатываем у себя в хозяйстве. Но мне рассказывали, как режут классность зерна. Плюс-минус два процента – такая погрешность при определении содержания клейковины в зерне допускается ГОСТом. Именно по этой причине зерно третьего класса у тебя могут принять четвертым классом. И ты никогда никому ничего не докажешь, причем при больших объемах потери будут очень приличными. Мы в такие игры не играем и поставляем уже готовую муку на хлебозаводы и пекарни.
Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, но это было очень давно. Несколько лет назад обзавелся своей лабораторией. Сортность, влажность, содержание клейковины – эти показатели мы определяем сами и знаем, как аргументированно построить разговор с приемщиком, если возникнут какие-то разночтения. Но у большинства крестьян нет ни возможностей, ни необходимости содержать собственную лабораторию. И у приемщиков есть вполне законная лазейка – это допустимые погрешности, установленные ГОСТом. Если что, элеватор запросто сошлется на существующие нормативы или ошибку лаборанта. Не удивлюсь, если на фоне беспрецедентного падения закупочных цен на зерно элеваторы будут пользоваться этой возможностью на всю катушку.
В последний раз я столкнулся с подобной практикой лет пять назад, после чего научился сам определять содержание клейковины и влажность зерна. Ничего сложного в этом, кстати, нет, к примеру, определение влажности – лабораторная работа второго курса. Умеешь сам, научи остальных – сегодня этими полезными навыками в моем крестьянском хозяйстве владеют и бухгалтер, и кладовщик. Были и такие случаи, когда при определении качества зерна мы, наоборот, намывали меньше клейковины, чем на элеваторе.
Проблема погрешностей при определении качественных показателей зерна существует.
Если сельхозтоваропроизводители не согласны с заключением о качестве зерна на хлебоприемных предприятиях, они могут обращаться за независимой экспертизой к нам в центр или в любую из лабораторий, аккредитованных в системе Россельхознадзора. Результаты исследований принимаются как доказательства в арбитражном суде. Однако в течение этого года сельхозтоваропроизводители еще не обращались к нам за такой экспертизой.
За те годы, что занимаюсь выращиванием хлеба, у меня не было каких-то претензий к элеваторам. В прошлом году мы сдавали зерно третьим классом в рамках госинтервенций, показатели клейковины отвечали всем предъявляемым требованиям. Хоть плюс два процента, хоть минус два, зерно проходило по божеским ценам. Никаких опасений насчет того, что кто-то совершит ошибку или с умыслом будет занижать качественные показатели, у меня не возникает. Я слышал, что многие крестьяне жалуются на элеваторы, но если кто-то кого-то обманывает, есть государственная семенная инспекция, и можно туда зерно привезти для контроля.
В прайс-листах многих зернопереработчиков фигурируют следующие градации содержания клейковины: для третьего класса 23–24%, 22–21%, для четвертого класса –
20–22%, 18–19%. Ценовая вилка между категориями в пределах одного класса составляет от 100 до 200 рублей за тонну.