сентябрь 24, 2009
Сегодня исполнилась неделя, как был обнародован факт возбуждения уголовного дела в отношении Владимира Колганова. В прошлый четверг в вечерних новостях ГТРК "Алтай" была озвучена новость о том, что Следственный комитет в отношении мэра Барнаула возбудил еще 14 сентября уголовное дело по статье "Халатность".
Правда, еще за неделю до 14 сентября прошел слух, будто бы генпрокурор Юрий Чайка едет в город не просто на совещание и на день рождения краевого прокурора, а "чтобы мэра снять". Ну, слух и слух, без реального подтверждения он остается слухом, а дата возбуждения дела и дата приезда Юрия Чайки остаются простым совпадением.
Меня, в принципе, в отношении этого слуха и ситуации вообще, больше всего заинтересовала одна деталь, которая потонула в таком ярком событии, как "возбуждение уголовного дела в отношении мэра". Деталь эта – тенденция, заключающаяся в участии правоохранительных органов и судебной власти в решении кадровых вопросов. Странным образом эта тенденция сошлась на действующем барнаульском градоначальнике. В его избрание вмешивался суд, сегодня, как считает ряд экспертов, возбужденное уголовное дело может привести к отстранению от должности. Так ли это, или это всего лишь совпадение и "слух", такой же как о генпрокуроре, покажет время. Но как бы то ни было, а суды и следствие в последнее время являются своего рода подразделениями Отдела Кадров Вертикали Власти.
На выборах суды могут снимать или помогать в съемке с гонки неугодных кандидатов. После выборов (или после назначений) суды и прокуратура помогают создавать условия для смещения того или иного неудобного руководителя с места.
"Был бы человек, а статья найдется" – поговорка, рожденная давно. В то время, когда другого варианта в ротации кадров еще не изобрели. Снимать с должности - так с конфискацией, а то и с "высшей мерой". То есть, с помощью суда и следствия, которые играли роль подразделений Отдела Кадров Правящей Партии.
Ну, такие людоедские времена были. Потом пообмякли, поостыли, вовсе перешли вроде бы на другие методы, даже кое-где стали у нас спрашивать, а кого мы хотим "нанять на работу управляющим". Только когда все-таки решили, что нас спрашивать глупо, ничего нового не изобрели, а вернули правоохранителям и судам их некогда утраченные функции кадровиков. Правда, получился какой-то Сталин-супер лайт, совсем уж с мизерным содержанием вредных веществ: порой такие кадровые решения, осуществляемые через следствие и суд, не доводят до последнего. Зато в ходе то возбуждений, то закрытий дел, человек сам собой с денежного потока уходит с миром.
Собственно, такую картину мы все видели с одним из теперь уже экс-заместителей мэра в прошлом году. Никто так и не сказал, виновен ли был бывший заместитель, или нет. Но дело, которым то грозно потрясала местная прокуратура, то тихо прятало его и ничего не комментировало, было явным показателем того, что функции суда и следствия сегодня – это HR-сервис. И специализированным изданиям про поиск работы в пору брать прокурорских и судебных чиновников в эксперты, не как юристов, а как кадровиков. И на юрфаках пора бы вести какой-то курс по основам хьюман-рисёч.
А мы тут, , действительно, не при делах. Дела - у прокурора.