сентябрь 29, 2009
Территориальное деление края на семь округов, которое обсуждалось еще летом, произошло. В начале сентября губернатор Александр Карлин подписал соответствующее постановление. За каждым из выделенных округов закреплен вице-губернатор, который будет нести персональную ответственность за вверенную территорию. Депутаты и представители бизнеса в целом одобряют это начинание. И оценивают его как официальное утверждение уже исторически сложившегося территориального деления. Также многие считают, что появление у вице-губернаторов новых обязанностей не повлияет на возможные кадровые изменения в краевой администрации.
Решение разбить Алтайский край на семь управленческих территорий губернатор Александр Карлин закрепил в постановлении № 383 "О внедрении предметно-зонального (проблемно-объектного) метода государственного управления в Алтайском крае". Как объясняется в документе, дробление производится "в целях повышения уровня государственного управления". Округ определяется как часть территории региона, на которой "заместителями губернатора осуществляется координация действий" краевых и местных властей, а также федеральных органов исполнительной власти на территории.
Предполагается, что вице-губернаторы будут нести "персональную ответственность за постоянный мониторинг социально-экономической ситуации" в округе. При этом подчиненные Карлина не снимут с себя закрепленные ранее полномочия и обязанности. По итогам мониторинга замы должны определять объекты, требующие принятия оперативных или стратегических управленческих решений. А при необходимости будет формироваться краевой список таких объектов. При этом утверждение каждого из перечней останется обязанностью губернатора.
Кураторам придется обращать внимание на 18 основных сфер деятельности в округах, среди которых вопросы тарифного регулирования ЖКХ, земельных отношений, налоговой политики, промышленного производства и рынка труда. Не реже чем один раз в месяц вице-губернаторам придется отчитываться перед Карлиным.
В пресс-службе краевой администрации сообщили, что распоряжение о назначении кураторов округов пока не было опубликовано. В то же время источник "ВД" в администрации подтвердил, что в проекте этого документа ответственные за территории определены.
Комментируя территориальное деление, многие респонденты газеты "Ваше дело" указывали на то, что оно уже давно сложилось исторически. По этому принципу, например, проходят зональные совещания различных ведомств. И сейчас его просто закрепили в официальном документе.
Еще в 1987 году постановлением крайкома КПСС были выделены несколько зон. И все ведомства должны были ориентироваться на это деление. Я в то время работал в здравоохранении и знаю, что только в этой отрасли реформа прошла успешно. В каждой зоне были созданы кардиологическое и травматологическое отделения, которые обслуживали несколько районов. Уже в 90-е годы краевые представительства различных федеральных ведомств самостоятельно начали формировать внутреннюю структуру по зональному принципу. Они условно делили районы на группы, в каждой из которых создавалось одно территориальное подразделение. Обычно в том населенном пункте, где были более профессиональные кадры. Причем эти центры на местах у разных ведомств не совпадают, поэтому им придется подстраиваться под новую модель.
Алексей Белоус, депутат Барнаульской гордумы, отнесся к созданию округов более критично. По его мнению, новая система может поспособствовать еще большему расширению чиновничьего аппарата. "В районах и сейчас нормально проводится мониторинг. По мнению партии "Справедливая Россия", членом которой я являюсь, чтобы решить накопившиеся проблемы, в крае необходимо перестраивать систему исполнительной власти и реализовать на местном уровне федеральную модель. А проще говоря, создать правительство", — заявил он.
По мнению большинства опрошенных экспертов, никакой подоплеки у закрепления конкретных вице-губернаторов за определенными округами нет. И что выбор был случайным. При этом респонденты считают, что это не станет основанием для сохранения должностей действующими замами.
В данном случае первична система, а не люди, которые выполняют те или иные функции. Закрепление вице-губернаторов за определенными территориями не является индульгенцией, которая выдается на ближайшие пять лет без изменения условий.
Зная принципиальность губернатора, можно предположить, что он легко примет решение о смене заместителя, если тот не будет справляться с возложенными на него функциями. Причем сделано это будет резко.
Насколько мне известно, Михаил Щетинин неплохой управленец. Не могу сказать, по какому принципу губернатор выбрал для нашей зоны именно его. Но думаю, что это правильное решение. Пока не знаю, как будут выстраиваться отношения куратора с нами — производственниками, но считаю, что сбоев в сотрудничестве не будет.
Сложно комментировать эту тему. Впервые слышу о такой инициативе губернатора, хотя закрепленный за нашей территорией куратор не особо мне симпатичен. С другой стороны, есть информация, что губернатор якобы планирует назначить на должность аграрного заместителя другого человека.
Я не знаю Виталия Ряполова, поэтому не могу комментировать, устраивает нас эта кандидатура или нет. Сегодня в нашей работе ничего не поменялось, мы выполняем те же функции, что и раньше.
Меня вполне устраивает Владимир Притупов — молодой и перспективный управленец. Кроме того, он грамотный финансист, а такие люди нам нужны. Я бы лично с ним с удовольствием сотрудничал. Руководящее звено края давно надо было направить в районы, чтобы оно окунулось в проблемы каждой территории. Тогда, возможно, многие вопросы решились бы. К примеру, я не вижу перспективного плана развития нашего района. Если мы его не можем подготовить и воплотить на местном уровне, то должны привлечь специалистов. А кураторы округов, на мой взгляд, как раз и должны заняться развитием территорий.
С другой стороны, если вся суть зонального деления будет сведена к идее объединения и в каждом округе будет действовать только одна налоговая инспекция, один филиал банка и так далее, то это крайне плохо для бизнеса. Сейчас ведется речь о переносе нашей налоговой инспекции в Алейский район. Это большой минус для предпринимателей.
Слава богу, что это не аграрный вице-губернатор. Яков Ишутин вполне адекватный человек. Но зачем перекладывать ответственность на семерых заместителей, когда есть главы районов? Получается, что управленческий аппарат только вырастет, хотя государственные деятели заявляют о необходимости его сокращения. В период губернаторства Евдокимова поднимался вопрос об укрупнении районов, и тогда планировалось из 64 муниципалитетов сделать порядка 30. Это правильный ход. Госаппарат должен быть прозрачным и управляемым. Кроме того, часто чиновники забывают о том, что мы на местах знаем больше, чем они сами. Мы не мальчики, которых нужно мониторить. Власть должна решать проблемные вопросы и не мешать, когда экономические условия позволяют работать эффективно. Если окружное деление будет отвечать такому постулату, то я только за.
С нашим куратором, мне кажется, можно будет решать вопросы. Я положительно отношусь к тому, что на каждой территории появится свой дежурный из краевой администрации. Если возникнут какие-то не решаемые на уровне района проблемы, мы сможем напрямую обратиться к Николаю Черепанову. А такие ситуации возникают. В то же время кураторство зон не должно заканчиваться на мониторинге, то есть на запросе информации и ее передаче губернатору. Заместители Александра Карлина должны погружаться в основные проблемы округов. Возможно, появится и какой-то вариант перераспределения финансирования различных программ в разных территориях. К примеру, наши предприниматели вынуждены сегодня сокращать сотрудников, которые устроились у них в рамках целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году". А связано это с тем, что в районной службе занятости закончились средства.
Барнаул, Новоалтайск, Павловский район, Первомайский район,Калманский район
Общая численность населения – 830,1 тыс. человек
Заринск, ЗАТО Сибирский, Залесовский район, Заринский район, Косихинский район, Кытмановский район, Тальменский район, Тогульский район
Общая численность населения – 195,1 тыс. человек
Бийск, Белокуриха, Алтайский район, Быстроистокский район, Бийский район, Зональный район, Красногорский район, Петропавловский район, Смоленский район, Советский район, Троицкий район,
Целинный район
Общая численность населения – 473,2 тыс. человек
Алейск, Алейский район, Топчихинский район, Усть-Калманский район, Усть-Пристанский район, Чарышский район, Шипуновский район
Общая численность населения – 157,1 тыс. человек
Рубцовск, Волчихинский район, Змеиногорский район, Егорьевский район, Краснощековский район, Курьинский район, Локтевский район, Михайловский район, Новичихинский район, Поспелихинский район,
Рубцовский район, Третьяковский район, Угловский район
Общая численность населения – 354,4 тыс. человек
Славгород, Яровое, Бурлинский район, Благовещенский район, Ключевский район, Кулундинский район, Немецкий национальный район, Родинский район, Славгородский район, Суетский район, Табунский район,
Хабарский район
Общая численность населения – 244,2 тыс. человек
Камень-на-Оби, Баевский район, Завьяловский район, Каменский район, Крутихинский район, Мамонтовский район, Панкрушихинский район, Ребрихинский район, Романовский район, Тюменцевский район,
Шелаболихинский район
Общая численность населения – 219,4 тыс. человек