Что нужно читать в школе?

сентябрь 30, 2009

В начале сентября министр образования и науки Андрей Фурсенко подписал приказ о внесении романа Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" в школьную программу. Дополнить список изучаемой литературы культовой книгой диссидентов предложил Путин. Но вдова писателя Наталья Солженицына решила, что изучить столь объёмное произведение – слишком большая нагрузка для школьника. Сейчас она работает над сокращением романа до одной книги.

"А какую книгу вы бы внесли в список школьной литературы?" – спросили мы у жителей краевой столицы. 

Ольга Адлер,
старший специалист организационно-аналитического отела Управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю:

Мне кажется, что в школах изучают слишком мало лирики. Тех же Тютчева и Фета можно было бы изучать более углубленно. Я вообще люблю описания отношений между людьми, философские мысли. А вот Достоевский, к примеру, не совсем подходит для школьников. Рано ещё.

Я училась в спецшколе с английским уклоном. Естественно, мы читали много именно английской литературы, и я зачитывалась детективами Агаты Кристи. Но те детективы на порядок выше наших современных, тут и сравнивать не приходится. Поэтому я бы больше вводила в программы зарубежных авторов-классиков. С другой стороны, сейчас дети очень мало читают. Список литературы на лето открывают единицы. Поэтому, кого ни вписывай в программу, школьникам всё равно.

 

Александр Парфёнов,
скульптор по дереву:

В школе я всегда по-честному читал книги по программе. Но скучные произведения я разбавлял двумя-тремя хорошими, такими как "Приключения Электроника", "Страна Оз". Очень любил творчество Дюма, Эдгара По, Конан Дойла.

Что касается сокращения, то сделать это, конечно, можно. С литератором бывали стычки, когда на следующий урок она задавала прочесть очередную книгу, а я говорил, что буду не готов – ещё читаю "Русский лес", заданный на прошлое занятие. Чисто физически всё прочесть невозможно. Многое из нашей классики я бы убрал вовсе. Для меня важен не только хороший язык, но и доброта. Русофобы, пишущие из-за границы, на мой взгляд, вообще не могут воспитать хорошего. К примеру, Бунин, описывая какую-нибудь деревушку, говорит о грязи, мраке. А Пришвин о том же месте пишет совсем другое. У него дух другой совершенно. Такими же были Паустовский и Бианки. Вот таких ребят надо в школах изучать.

Татьяна Егорова,
ведущий инженер-проектировщик "Алтайводпроект":

Что бы ни говорили, но "Архипелаг" не для детей, слишком тяжёлый. Мне вообще Солженицын не нравится, не люблю истории про войны и тюрьмы. Хотя этот вариант лучше, чем "Раковый корпус". Я в детстве была всеядна. Мама очень любила читать, поэтому с книгами у нас с братом проблем никогда не было. Вот я и хватала всё подряд. Это правильный подход, дети должны быть всеядны. Тут как в кулинарии, пока не попробуешь, не узнаешь, что понравится, а что просто больше никогда не откроешь.

Для добавления в программу я бы отметила братьев Стругацких. Романы Сидни Шелдона тоже любила. Запоем просто читала их вещи. Ещё бы отметила "На западном фронте без перемен" и "Три товарища" Эрих Марии Ремарк.