октябрь 6, 2009
Братство отельеров Барнаула, никак не объединенных формально, крепче, чем в Томске, где еще в 2005 году первым в стране был создан филиал Российской гостиничной ассоциации (РГА). Так считает директор гостиницы "Томск" Михаил Кофман, который вместе со своими коллегами побывал в столице края и Белокурихе 28–30 сентября. Это был ответный визит томичей. Первыми к ним обратились директора барнаульских гостиниц, искавшие ответы на вопросы: как правильнее объединяться и в чем секрет налаживания отношений с властью.
Причину, по которой власти региона и его столицы должны бы поддерживать отельеров, предельно доступно выразил директор томской гостиницы "Сибирь" Виктор Водопьянов.
Почему? Объяснение простое. Есть ворота города — аэропорт, а гостиницы — его лицо. Приезжая, гость живет в отеле. Те впечатления о городе и регионе, которые он для себя здесь найдет, он с собой и увезет.
Говоря иначе, именно гостиницы создают реноме региону, а вовсе не мероприятия, на которые приехал человек (к ним специально готовятся), и даже не музеи с ресторанами. В данном случае место проживания определяет сознание, уверены отельеры.
Опыт барнаульских и томских руководителей гостиниц показывает, насколько полярными может быть понимание этого факта у чиновников. К сожалению, пока не в нашу пользу.
Гостиничный бизнес Томска, по выражению Михаила Кофмана, "проснулся" в 2003 году — в преддверии 400-летия города, который праздновался в 2004-м. Были построены четыре новые гостиницы, старые реконструировались. Уже на том этапе областные власти стали помогать отельерам: без проволочек выделять и оформлять земельные участки, поддерживать в хозяйственных вопросах. К 2005 году директора гостиниц созрели для объединения в филиал РГА. На конференцию ассоциации, где и принималось решение о его создании, по поручению губернатора приехал его заместитель в Москве Александр Черевко.
Мы почувствовали такую поддержку власти, такое ее понимание! Конечно, изначально активность пошла от отелей, но когда мы объединились, власть нас тут же поддержала.
Работу гостиничного бизнеса в областной администрации курирует начальник Департамента потребительского рынка Александр Таловский, по отзыву руководителей отелей, "человек опытный, очень сбалансировано выстраивающий отношения между бизнесом и властью".
В Томске, по словам Михаила Кофмана, перед какими-то важными событиями по решению губернатора создается специальная группа, которая просматривает все объекты, которые будут задействованы в мероприятии, в том числе гостиницы, рестораны, музеи и т. д. "И вам нужно работать в этом направлении", — уверен директор гостиницы.
Томичи, похоже, искренне недоумевали, почему в Алтайском крае, ежегодно принимающем сотни тысяч туристов, не используется полностью потенциал гостиничного бизнеса. "Чтобы работа отелей была нормальной, власть должна с ними работать, — уверен Виктор Водопьянов, директор томской гостиницы "Сибирь". — Но как? По принципу: мы в ваши дела не вмешиваемся, но мы вам помогаем. Власть должна говорить: "Вы развивайтесь, но если нам надо — вы, пожалуйста, помогите". А она, в свою очередь, в эпоху монополизма электроэнергетиков и других поставщиков услуг, которые пытаются выжать из нас последнее, должна помогать нам".
Пока наши отельеры выглядят довольно неприкаянными. И в мэрии Барнаула, и в краевой администрации с должным вниманием к их работе до сих пор не относились. Кроме того, по давно сложившейся традиции работу гостиниц относят к сектору потребительского рынка. Сами же руководители барнаульских отелей полагают, что на волне пристального внимания власти к сфере туризма их правильнее было бы отнести к этой отрасли, тем более что они напрямую связаны.
Собственно, такая вынужденная самостоятельность стала одной из причин, по которым директора гостиниц решили объединить усилия и создать некий отраслевой союз. Впервые эта идея появилась еще в конце прошлого года. Основными "заводилами" стали Татьяна Малышева, председатель отраслевого комитета АлтТТП и специалист "Алтайского центра сертификации", Сергей Воронов и Александр Ненашев, директора гостиниц "Барнаул" и "Колос" соответственно. "До каких пор мы будем блудными детьми? Каждая гостиница — как отдельный прутик, а общей метлы и нет", — высказывался тогда г-н Ненашев. В своем решении инициаторы только укрепилась после поездки в Томск. И они же пригласили коллег к себе с ответным визитом.
Поначалу барнаульские отельеры планировали по аналогии с томичами создать в крае филиал РГА. Однако сегодня они в большей степени склоняются к идее образования собственного регионального объединения. "Москва — это Москва, 25 тыс. рублей мы туда перечислим, это не такие уж большие деньги. Но получим ли мы соизмеримую отдачу от этого? Например, нужно будет провести мастер-класс для работников гостиниц. Но какая разница, привезет ли нам консультанта РГА или мы сами его наймем. Деньги одни и те же. Чтобы добиться каких-то преференций на местном уровне, нам тоже самим придется пороги обивать", — говорит Александр Ненашев. Пока объединение не зарегистрировано официально, сейчас директора определяют, какую форму — некоммерческого партнерства или общественной организации — лучше выбрать.
Отели преследуют две основные задачи объединения — налаживание отношений с властью для сотрудничества и установления единых правил игры для всех игроков рынка, а также обмен информацией. Как ни странно, но именно визит томичей стал отправной точкой для того, чтобы ситуация сдвинулась с мертвой точки по обоим этим направлениям.
На "круглом столе", который прошел в Барнауле, присутствовал вице-мэр Михаил Шипицин. Впечатленный, он рассказал об идеях отельеров главе администрации Барнаула Владимиру Колганову. В результате было принято решение о создании в мэрии рабочей группы по развитию гостиничного бизнеса и системы гостеприимства в городе под руководством Шипицина.
Я считаю, что взаимодействие гостиниц и власти должно быть в первую очередь направлено на создание событий и объектов в городе, которые могли бы привлекать большое число туристов. Потенциал для этого у нас есть. За границей такие события создаются с нуля — организуются какие-то празднества. У нас же есть исторические предпосылки — те же Демидовские заводы, их история, например. Такой подход будет экономически интересен и городу, и, конечно, нам.
Следующий шаг — к администрации края. Необходимость взаимодействия с ней отметили в Белокурихе руководители санаториев, настаивающие на выработке единых правил игры на рынке. По словам Сергея Веденеева, первого заместителя генерального директора санатория "Алтай-West", например, расценки на вывоз мусора для гостиниц в Барнауле и Белокурихе различаются в разы. Более того, при том уровне и темпе роста тарифов, полагает он, который наблюдается сегодня, санаторный бизнес рискует стать нерентабельным. В решении этих-то вопросов власть и должна содействовать средствам размещения.
В обмене информацией алтайским гостиницам также помогли томичи. Еще в марте барнаульские отельеры провели профессиональный конкурс горничных и администраторов, позаимствовав его форму у своих коллег-соседей. А их приезд на прошлой неделе позволил местным руководителям… сходить друг к другу в гости. "Мы хотя бы посмотрели на наши гостиницы", — заметил Юрий Дураманов, директор гостиницы "Центральная". "В любом городе, в любом отеле всегда можно найти и взять на заметку что-то оригинальное, — полагает Михаил Кофман. — Скажем, я очень люблю фильм "Кин-Дза-Дза", номер с таким названием есть в вашей гостинице "Турист". Мы сейчас строим небольшую гостиницу, и при оформлении номеров я этот опыт обязательно учту".
О том, как себя сегодня чувствуют отельеры в России, на заседании "круглого стола" в Барнауле 29 сентября рассказал Геннадий Ламшин, исполнительный директор Российской гостиничной ассоциации.
Как я понял, у вас по Барнаулу падение составило в среднем 15–20%, до 25%. В целом по стране это неплохой показатель. По России среднее падение заполняемости составило 20%. Но в некоторых городах снижение доходит до 40% и даже больше. Это прежде всего те населенные пункты, в которых есть очень крупные градообразующие предприятия. Обычно туда ездили командировочные, так называемые бизнес-туристы. Сегодня их поток сильно сократился. Там, где предприятиям оказывалась поддержка государства или предоставлялись кредиты на выгодных условиях, на время возобновляли работу и гостиницы.
По Москве падение заполняемости, как и у вас, в среднем составило 15–20%. Больше всех пострадали "пятизвездники", в меньшей степени "четырехзвездники", почти не пострадали отели категорий две и три звезды. В Питере ситуация похуже. Там заполняемость упала на 20–25%.
Есть города, которые почти не пострадали, в основном те, где хорошо развита инфраструктура туризма. Например, города "Золотого кольца".
Что касается Барнаула. Я, конечно, не могу сам сравнивать, что было и что стало. Но мне рассказали, как выглядели гостиницы раньше. Сегодня я наблюдаю настоящее состояние гостиниц и понимаю, что произошло переоснащение, переоборудование, где-то даже перепланировка. Конечно, всегда есть, к чему стремиться. Но уровень гостиниц в Барнауле очень достойный. Есть чему поучиться, есть свои задумки и изюминки.
Хотел бы еще добавить, что, скорее всего, в ближайшее время обязательной станет классификация гостиниц, то есть присвоение "звезд". Кроме того, снизится и цена за проведение соответствующей экспертизы, за получение таблички и сертификата.
173 гостиницы и санатория расположены на территории Алтайского края.
По данным Главного управления экономики и инвестиций края, в крае на конец 2008 года работали 132 гостиницы. Количество мест единовременного размещения составило 4,5 тыс. Средний объем выручки на каждую гостиницу — 5,2 млн. рублей. А общий — 691,8 млн. рублей. Число обслуженных ими гостей — почти 265,5 тыс. человек.
Санаториев насчитывается 41, на каждый в среднем приходится по 87,3 млн. рублей выручки. А их общая выручка составляет более 3,5 млрд. рублей. Число мест единовременного размещения в санаториях составило 8 тыс. Они обслужили за 2008 год 151,5 тыс. человек.
По данным специалиста "Алтайского центра сертификации" Татьяны Малышевой, в Барнауле расположены 33 средства размещения: три санатория и 30 гостиниц. Из них пять — крупные гостиницы (90 мест и больше). Они занимают 67% номерного фонда. Средние гостиницы (от 10 до 90 мест) включают 22% номерного фонда. В Бийске — семь средств размещения, из них крупные гостиницы занимают около 80% номерного фонда. В Рубцовске — четыре гостиницы.