Как проект модернизации системы образования изменил жизнь учителей

октябрь 8, 2009

Школы Алтайского края стали полигоном для масштабного проекта модернизации системы образования.В него прилично вложили и ожидали существенных положительных сдвигов во всех сферах школьной жизни – начиная от организации школьного питания и заканчивая зарплатой учителей.

Школы – объект серьезных реформ.
Михаил Хаустов

Газета "Свободный Курс" поинтересовалась у тех, кто занимался проектом, и у тех, кого он коснулся, насколько изменились их работа и жизнь?

Вышли на новое качество

Юрий Абдуллаев,
заместитель начальника управления Алтайского края
по образованию и делам молодежи:

Мы ни разу не пожалели о том, что приняли решение участвовать в конкурсе и попали в проект. Причина – не только большая сумма федеральной поддержки (на 700 миллионов рублей, полученных за два года из федерального бюджета, мы в свою очередь "положили" более двух миллиардов рублей региональных средств). Те результаты и эффекты, которые мы получили, позволяют сказать: "Даже если бы комплексного проекта модернизации системы образования не было, его бы стоило выдумать".

В результате введения новой системы оплаты труда средняя зарплата учителей впервые доведена до уровня средней заработной платы в экономике региона – 10 040 рублей. Мы "вырвали" учителя из единой тарифной сетки, ушли от уравнительного подхода к повышению заработной платы, постарались сформировать адекватное отношение к основному принципу новой системы оплаты труда – дифференцированному росту заработной платы, который связан с показателями качества труда.

Формирование региональной системы оценки качества образования – направление, которое связывает все элементы КПМО. Мы приняли положение об оценке результативности деятельности педагогов. Эту оценку учитывают при распределении стимулирующей части заработной платы. Учителя стали творчески более активны, количество участников профессиональных конкурсов различных уровней выросло по сравнению с 2007 годом более чем в два раза.

Новое качество образования невозможно получить без создания современных условий в школах. Только в 2009 году на подготовку к новому учебному году им было выделено более 1,5 миллиарда рублей, в 4,5 раза больше, чем в предыдущем году! В 2008–2010 годах отремонтировано 195 школьных столовых. Покупаются школьные автобусы, во всех школах установлена пожарная сигнализация. Доля ребят, которые учатся в современных условиях, выросла с 45% в 2007 году до 60% в 2009-м. За три года введены в эксплуатацию 22 новые школы.

Это далеко не все эффекты комплексного проекта модернизации системы образования. И они говорят о том, что нужно закреплять их в системе образования края. Мы понимаем, что модернизация – не только идеи, но и существенные вложения. Но знаем, что эти инвестиции – инвестиции в человеческий капитал. Они самые эффективные в нынешнем веке и себя, безусловно, оправдают.

Сельская школа стала современней

Елена Истомина,
заместитель директора по научно-воспитательной работе
Павловской средней школы:

Сложно сказать, что модернизация образования – однозначно положительный процесс. Изменения шли по разным направлениям, в частности, они коснулись материально-технического оснащения школ. Сельские школы сделали большой прорыв вперед: приобрели новое компьютерное оборудование, новую мебель, оснастили спортивные залы, провели ремонт и модернизацию столовых. Словом, сельская школа приобрела более современный вид.

Трудности заключались в том, что установленные в начале сроки и размеры поступающих средств часто не совпадали с реальными. Обещают одну сумму, а она потом уменьшается (так было, например, в прошлом году). Ставят одни сроки перечисления денег, а они поступают с задержкой. Поэтому иной раз приходилось выполнять работы в авральном режиме.

Комплексный проект модернизации системы образования включал и новую систему оплаты труда учителей. Эта тема среди учителей больших восторгов не вызывает. Ожидаемого роста заработной платы не произошло, поскольку новая система оплаты труда предполагает не столько рост базовой части, сколько премиального фонда. Система расчета очень запутана. Получается, что учитель готовится, составляет планы, отрабатывает свои часы, а получает иной раз в два раза меньше только потому, что в классе недостаточное количество учеников. Я не знаю, есть ли в этом какая-то справедливость. Особенно эта проблема актуальна для учителей сельских школ, ведь там стопроцентная наполняемость класса – 25 человек – встречаются редко. Учителя не понимают, для чего была введена эта система.

В целом же концепция модернизации образования, на мой взгляд, – это требование времени, необходимость. Делать шаг назад, возвращаться в прошлую школу, в прошлую жизнь мы тоже не должны. Как и любая другая теоретическая установка, комплексный проект модернизации системы образования требует корректировки. Но идеи, которые заложены в его основу, подход к обучению и развитию детей в большинстве случаев позитивные. Нужно продолжать все это реализовывать, создавать общественные советы, повышать их роль в управлении школой. Нужно учиться самим, учить родителей, школьников и всех остальных участников образовательного процесса.

Учитель – на задворках

Анна Жмакина,
учитель немецкого языка лицея № 73 г. Барнаула:

Я могу говорить о себе. Для меня в лучшую сторону ничего не изменилось. В этом году мне дали 17 часов в неделю, за которые я получаю 2 700 рублей. Где это видано? 

Недавно прочитала, что Алтайский край получил 700 миллионов рублей, из них по полмиллиона досталось многим школам края. Что вдобавок к этим деньгам 68 школ по нацпроекту получили еще по миллиону. Что эти деньги сыграли определенную роль в модернизации нашей системы образования. Что школы края со всем этим далеко шагнули. И если говорить о нашей школе, я действительно вижу изменения. Появились оборудованный кабинет химии, интерактивные доски. Сейчас модернизируют кабинет географии. А вот в том, что касается материального положения учителя, я подобных положительных сдвигов не вижу. Как было, так все и остается. Учителя удивляются, когда смотрят новости, читают их в газете, слушают по радио: везде пишут и говорят, что мы стали больше получать. Но это не так. Лучше не стало. Еще говорят, что с нового, 2010 года не будут выплачиваться президентские деньги за классное руководство. Так о чем говорить? Учитель остается на задворках школы.

Когда я так говорю, на меня обижается мое руководство, у которого тоже есть руководство. И, казалось бы, я должна чувствовать вину, что школе ставят минус за то, что я критикую нашу систему образования. Мне неприятно, что кому-то кажется, будто я подставляю школу. Но чувства вины у меня нет. Ведь я не беру информацию с неба.

Государство не замечало и продолжает не замечать учителя. Надутые факты звучат и звучат: модернизация, миллионы рублей, учителям увеличили зарплату.

Ничего не знающее большинство верит этому. У меня было столько призовых мест в различных конкурсах на уровне района. Что мешает мне получать более-менее сносные деньги? Мне говорят: учеников мало. Какая разница? Я же веду урок.